Анкетирование детей по жестокому обращению. Результаты анкетирования педагогов мбдоу «детский сад «чебурашка» «жестокое обращение с детьми в семье

Анкетирование детей по жестокому обращению. Результаты анкетирования педагогов мбдоу «детский сад «чебурашка» «жестокое обращение с детьми в семье

Дети - наиболее ранимые члены нашего общества, их права и свободы грубо нарушаются. Проблема семейно-бытового насилия, и тем более насилия над детьми, до недавнего времени была закрыта для обсуждения. Только сейчас мы начинаем осознавать масштабы и серьезность этой проблемы. Дети подвергаются насилию в семье, в школе, со стороны общества. Сейчас в нашей стране практически не существует системы оказания помощи детям, страдающим от насилия.

Что же такое насилие в семье? Под насилием в семье следует понимать любое умышленное действие одного члена семьи против другого, если это действие ущемляет конституционные права и свободы члена семьи, как гражданина, причиняет ему физическую боль и наносит вред или содержит угрозу причинения вреда физическому или личностному развитию несовершеннолетнего члена семьи (Приложение 1).

Анализируя характер обращений в наш центр, можно сказать, что процент обращений, связанных с домашним насилием незначителен. Это связанно с тем, что сама проблема скрыта от общественного сознания и на первый взгляд не является проблемой. У нас еще сильны традиции воспитания: "Битье определяет сознание", "Бьет - значит любит". На самом же деле вопрос гораздо глубже, и агрессия, направленная на ребенка, непосредственно отражается как на его психическом здоровье, так и на психическом здоровье всего общества. Дети, усваивая насильственное поведение родителей на уровне подражания, переносят его в социум.

Работая с, так называемыми, неблагополучными семьями, можно проследить прямую зависимость между алкоголизмом, наркоманией и физическим и психологическим насилием в семьях. В состоянии алкогольного опьянения родители часто проявляют физическое насилие над детьми (избивают, выгоняют из дома и т.п.). Как правило, в таких случаях за помощью обращаются либо соседи, либо родственники детей, находящихся в этих семьях.

Основную воспитательную функцию по отношению к таким детям берут на себя социальные институты (школы, органы опеки, различные правоохранительные организации и т.п.). При всем этом существуют такие организации, которые могли бы помочь детям, но дети не знают об этом. Согласитесь, не каждый ребенок (особенно подросток) может обратиться за помощью к учителю или школьному психологу, т.к., возможно, боится или не хочет «выносить ссор из избы» на обозревание «школьной общественности». Несовершеннолетние также не знают о возможности психологической реабилитации. Кроме того, сложившиеся стереотипы воспитания и поведения отделяют барьерами от детей органы опеки, инспекции, суды, психологические службы. В результате, несовершеннолетние либо боятся, либо не хотят обращаться за помощью в социальные органы, призванные обеспечивать защиту их прав.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой задачу подготовить анкету и провести опрос учащихся школ для выяснения вопросов:

Бьют ли детей родители? Применяют ли к ним какие-либо другие формы насилия?

Если бьют, то за что?

Если не бьют, то почему?

Как дети могут защитить себя от различных видов и форм наказания?

Что дети чувствуют, когда их бьют или наказывают?

Поэтому в период с 1 декабря 2012 года по 15 января 2013 года я провела социальное исследование на базе трех школ Молодечненского района: Холхловской БШ-сада, Насиловской БШ и Выверской СШ-сада.

Методическое обеспечение: анкеты для учащихся 3 - 5-х классов (Приложение 3) и анкеты для учащихся 7 - 11-х классов (Приложение 4).

При анкетировании учеников из этих школ - респондентами выступали ребята двух возрастных периодов: 8 - 11 лет и 12 - 16 лет.

Общее количество испытуемых в возрасте от 8 до 11 лет составило 69 человек из различных категорий семей, из них мужского пола - 30 человек, женского - 39; 22% - в возрасте 11 лет, 30% - 10 лет, 29% - 9 лет и 19% - 8 лет.

Результаты анкетирования приведены в следующей таблице:

Начало предложения

Окончание предложения

очень часто

Мама со мной ласкова…

Папа со мной ласков…

Мама на меня кричит…

Папа на меня кричит…

Мама может меня шлепнуть, ударить, дать пощечину, подзатыльник и т.д. …

Папа может меня шлепнуть, ударить, дать пощечину, подзатыльник…

Когда я плохо себя веду, мама может закрыть меня в туалете…

Когда я плохо себя веду, папа может закрыть меня в туалете…

Когда мама сильно злится на меня, она дерется кулаками…

Когда папа сильно злится на меня, он дерется кулаками…

Мама обычно пинает, бьет меня ногой, когда сильно злится на меня…

Папа обычно пинает, бьет меня ногой, когда сильно злится на меня…

Мама сильно избивает меня…

Папа сильно избивает меня…

Когда мама сердится, она хватает меня за горло и начинает душить…

Когда папа сердится, он хватает меня за горло и начинает душить…

Когда я делаю что-то не так, мама связывает меня…

Когда я делаю что-то не так, папа связывает меня…

Когда я делаю что-то не так, мама может бить меня ремнем…

Когда я делаю что-то не так, папа может бить меня ремнем…

Я нуждаюсь в медицинской помощи после травм, которые нанесли мне родители…

После воспитательных мер, используемых родителями, у меня остаются синяки, ссадины, раны, порезы и другие травмы…

Результаты анкетирования показали, что в среднем 49% 8 - 11-тилетних детей в той или иной степени испытывают на себе физическое насилие со стороны родителей.

Под физическим насилием мы понимали: действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа, пистолета и т.д. Сопоставляя результаты анкетирования с банком данных неблагополучных семей региона, наблюдений за несовершеннолетними в ходе работы, можно отметить, что детей регулярно избивают в подавляющем большинстве в алкоголизирующихся, экономически, психологически и социально неблагополучных семьях. Однако факты физического насилия над ребенком не редки в обычных, «благополучных» семьях. До сих пор многим кажутся допустимыми и оправданными наказание ребенка за провинности ремнем, пощечины, подзатыльники, избиение различными, случайно оказавшимися под рукой предметами: сковородками, шнурами и т. п.

Теперь обратимся к результатам анкетирования ребят в возрасте от 12 до 16 лет.

Общее количество испытуемых в этом возрасте составило 88 человек из различных категорий семей, из них мужского пола - 48 человек, женского - 40; 21% - в возрасте 12 лет, 20% - 13 лет, 15% - 14 лет, 23% - 15 лет и 20% - 16 лет.

Большинство ребят оценили отношения в своей семье как спокойные и дружеские (65%), некоторые ответили, что в семье иногда бывают ссоры (32%), 3 % опрошенных определили их как напряженные, но без видимых конфликтов.

Получены достаточно интересные ответы подростков на вопрос, что же они понимают под определением «Насилие в семье»: «Это - когда…»

«… издеваются над человеком»;

«… избивают»;

«…делают что-нибудь против чьей-то воли»;

«…постоянно заставляют делать самую трудную и самую черную работу и всегда чем-то недовольны»;

«…отец и мама плохо смотрят тебя, часто бьют без причины, унижают»;

«…родители пренебрегают своими обязанностями»;

«…навязывают свое мнение, применяя физическую силу»;

«…возникает непонимание между детьми и родителями, и возникают конфликты и ссоры»;

«…в семье постоянные ссоры, в которых страдают родители (мама или папа), но и дети»;

«…какой-то член семьи постоянно издевается над другим, может даже намного младше его»;

«..родители бьют детей, когда есть за что»;

«…тебя «бьют» морально и физически, иногда даже толком не разобравшись в ситуации»;

«..разногласия в семье»;

«…отец избивает мать»;

«…в семье присутствует рукоприкладство» и др.

Как же дети относятся к различным формам насилия?

Респонденты отметили, что зачастую родители применяют к ним и физическое (43 %) насилие (данный вид насилия был рассмотрен выше), и психологическое (78 %).

Эмоциональное (психологическое) насилие рассматривается как периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития.

Эмоциональное насилие выражается:

в обвинении в адрес ребенка (брань, крики);

в принижении его успехов, унижение его достоинства;

в отвержении ребенка;

в длительном лишении ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

в принуждении к одиночеству.

Кроме того эмоциональное насилие может выражаться:

в совершении насилия по отношению к супругу или другим детям в присутствии ребенка;

в похищении ребенка;

в причинении боли домашним животным с целью запугать ребенка.

К этому виду насилия относятся также ложь, обман ребенка, постоянное невыполнение своих обещаний со стороны родителей (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям.

Исследователи выделяют следующие особенности взаимодействия детей и родителей при эмоциональном (психологическом) насилии:

Со стороны родителя:

доминантность;

аффективность;

непредсказуемость;

непоследовательность;

непринятие.

Со стороны ребенка:

субординированность;

бесчувственность;

ригидность;

безответственность;

неуверенность;

беспомощность;

самоуничижение.

Эмоциональное насилие практически всегда сопровождает другие виды насилия (физическое, сексуальное).

В ходе исследования было выявлено, что родители к своим детям применяют телесные наказания:

Часто (1 %);

От случая к случаю (15 %);

Только иногда (21%);

Никогда (58 %).

Оказалось, что матери наказывают своих детей чаще, чем отцы (53%/31%). Среди основных причин, провоцирующих взрослых применять меры физического воздействия по отношению к детям, указывались следующие:

в большинстве случаев за плохие отметки и поступки,

«за мою ленивость»,

«за мой характер (иногда спорю с родителями)»;

«меня ругают, когда я срываю свою злость на родных и плохо с ними разговариваю»;

«если я отвечаю на мамины упреки грубостью»;

«за обман и воровство»;

«за драки с братьями и сестрами»;

«за то, что я сначала делаю, а потом думаю».

91 % ребят не считают применяемые к ним наказания насилием по отношению к себе.


В результате наказаний, оскорблений, ругани со стороны родителей респонденты испытывают:



Виды насилия, которые испытали или продолжают испытывать подростки в своей семье:



Большинство ребят (33%) отметили, что акты насилия по отношению к себе испытали в детском возрасте, 11 % - в юношеском.

Практически все ученики ответили, что терпеть насилие, не применяя никаких мер для его предотвращения, не стоит (94 %).

В то же время ребята честно признались, что некоторые из них допускали некоторого рода насилие по отношению к другим.


Следует отметить, что дети с импульсивным поведением, гиперактивные нуждаются в особом к себе подходе, а вместо этого их подвергают жестокому наказанию. Ребенок, подражает насильственному поведению своих родителей, и чрезмерной возбудимостью и агрессивностью пытается обратить на себя внимание взрослых, но наталкивается на агрессию. Таким образом, создается порочный круг плохого поведения. Можно полагать, что семейно-бытовое насилие служит моделью агрессивного поведения.

Агрессия как социальная форма поведения усваивается детьми и поддерживается в основном взрослыми точно так же, как и многие другие положительные формы социального поведения. Такой же стиль общения и поведения они применяют в жизни, общаясь со своими ровесниками и другими людьми.

За помощью в преодолении кризисной ситуации, связанной с насилием, по словам опрошенных, подростки обратились бы к:

друзьям (32 %);

родителям (60 %);

родственникам (9 %);

учителям (2 %);

специалисту (напр., психологу) (14 %);

анонимному специалисту (8 %).

Некоторые ученики ответили, что на сегодняшний день они нуждаются в помощи психолога, желательно анонимного.

По мнению ребят, наиболее эффективными средствами предотвращения насилия в семье являются:

компромисс;

запугивание родителей: «следует пугать лишением прав на родительство»;

помощь специалиста;

помощь психолога;

членам семьи следует жить в дружбе и совете;

научиться решать семейные конфликты без применения силы;

взаимопонимание, умение уступать;

«дети должны быть послушными».

Некоторые ребята считают, что такие средства вообще отсутствуют.

Кроме того, ученикам школ было предложено ответить на следующий вопрос: «Если бы был принят Закон «О предотвращении насилия в семье», какие лично ты внес (внесла) предложения?».

Получены следующие ответы:

«побои в семье строго наказывать»;

«запретить насилие по отношению к детям»;

«никакого сексуального насилия, никаких побоев и издевательств»;

«большой штраф за унижение ребенка»;

«детям, которые подвергаются насилию в семье, давать право выбора своего будущего самим»;

«в любом случае применять физическое насилие нельзя».

Данные, полученные в ходе исследования, нельзя считать абсолютно достоверными, т.к. только 82 % детей отвечали искренне, 16 % - несовсем, а 2 % - были неискренними в своих ответах.

Как показывает наше исследование, физическое насилие над детьми достаточно распространено, т.к. дети находятся в зависимом положении. И, как правило, чем жестче наказываются дети, тем менее они склонны говорить об этом. Так появляется "забитый ребенок".

Хотелось бы отметить, что рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом случаев насильственных преступлений.

Модель насилия, усвоенная в семье, воспроизводится в социальных институтах: школе, армии, семье, государстве.

Разрешить эту проблему можно только при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, которые отвечают, так или иначе, за воспитание детей.

Необходимо, чтобы взрослые уяснили для себя необходимость:

изменения общественного отношения к проблеме насилия;

изменения стереотипов воспитания.

Большое значение в решении данной проблемы имеет просвещение родителей и педагогов по вопросам различных видов насилия, их проявлений и последствий для детей. (Приложение 4)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

Справка

по итогам проведения анонимного анкетирования на предмет выявления случаев жестокого обращения с обучающимися.

Цель анкетирования: раннее выявление случаев жестокого обращения к обучающимся в семьях, создание базы данных детей, испытывающих жестокое обращение, планирование работы в данном направлении социально-психологической службы ОУ.

Дата проведения : с 15.11.2012 г. по 20.11.2012 г.

Приняли участие: 529 обучающихся 1-11-х классов школы.

На основании приказа Управления образованием Вольского муниципального района № 000 от 8 ноября 2012 г. в МОУ СОШ № 3 было проведено анонимное анкетирование с обучающимися 1-11-х классов. В анкетировании приняли участие 529 обучающихся 1-11-х классов

Анкетирование проводилось с целью выявления случаев жестокого обращения с обучающимися. Анкета состояла из 5 вопросов для 1-4-х классов, 6 вопросов содержала анкета для 5-8-х классов, для 9-11-х классов анкета состояла из 19 вопросов.

В анкетировании среди обучающихся 1-4-х классов приняли участие 246 человек.

В результате обработки анкет выявилось, что 114 детей наказывают родители (что составляет 46% от общего числа опрошенных). Самый большой процент 30% (73 опрошенных) школьников наказываются родителями за плохое поведение, меньше – за плохие отметки в школе 17% (41 чел.), 14% (35 чел.) наказывают за то, что вовремя не вернулись с прогулки, 4% (9 чел.) школьников родители наказывают за пропуски занятий, наказывают за то, что не прибрал (а) в квартире 3% (8 чел.) из общего числа опрошенных. 54% опрошенных (134 чел.) ответили, что их ни за что не наказывают.


По отношению к детям родители применяют следующие меры наказания:

35% (87 чел. из 246 чел. опрошенных) не пускают детей на улицу, 26% (64 чел.) обучающихся утверждают, что родители на них кричат, с 24% (60 опрошенных) родители не разговаривают, 8% (19 чел.) родители обзывают.

0,4% (1 чел.) подвергаются физическому наказанию (бьют ремнем).

При этом 54% (134 чел.) обучающихся утверждают, что таких случаев не было.

Очень часто родители наказывают 1% (2 чел.) детей, столько же подвергаются наказаниям один раз в неделю. 21% (53 чел. из общего числа опрошенных) подвергаются наказаниям со стороны родителей редко, 23% (55 чел.) школьников утверждают, что их наказывают от случая к случаю, никогда не наказывают 54% (134 чел.) детей.

Чаще всего за помощью и защитой дети обращаются к бабушкам, дедушкам, дядям, тетям, братьям, сестрам, но имели место и такие ответы, как «к папе», «к маме».

В анкетировании среди обучающихся 5-8-х классов приняли участие 203 человека.

100% опрошенных согласны с утверждением, что жестокое обращение – это побои, издевательства, грубая ругань, оскорбления, пощечина, уничтожение личных вещей.

100% опрошенных утверждают, что таких случаев обращения с ними в семье не было.

На вопрос: «Какие меры наказания чаще применяют к тебе родители и другие члены семьи» 3% (7 чел. из общего числа опрошенных) ответили, что к ним применяют моральное наказание (унижают, оскорбляют), 97% (196 чел.) утверждают, что таких случаев не было.

Часто наказывают 1 ребенка (0,2%), от случая к случаю - 1,4% (3 чел.), редко 1,4% (3 чел.), никогда не подвергаются наказаниям 97% (196 обучающихся).

Больше всего наказывают детей за плохое поведение, с этим утверждением согласны 36% (74 чел.), чуть меньше 33% (68 чел.) наказывают за плохие отметки в школе, 33% (67 чел.) утверждают, что их наказывают за то, что они долго смотрят телевизор или играют в приставку, компьютерные игры. 14% (29 опрошенных) родители наказывают за то, что вовремя не вернулись с прогулки, за пропуски занятий наказывают 6% (12 чел.) и 2% (4 чел.) подвергаются наказанию за то, что не прибрал (а) в квартире.

98% (198 опрошенных) считают, что их наказывают справедливо, 2% (5 чел.) не согласны с данным утверждением.

Обращаются за помощью опрошенные в основном к тем родственникам, которые находятся рядом и не применяют по отношению к детям недопустимых методов наказания.

В анкетировании 9-11-х классов приняли участие 80 человек.

Со своими родителями проводят свободное время каждый день 98% обучающихся (78 чел.), совместный отдых семьей один раз в неделю проводят 3% (2 опрошенных) детей.

На вопрос: «Кому из членов семьи ты мог бы доверить свои секреты?» 43% (34 опрошенных) ответили, что они могут доверять маме, по 14% (по 11 чел.) – папе и бабушке, по 3% (по 2 чел.) – брату и сестре, никому не доверяют 21% (17 чел.) и лучшей подруге (другу) доверяют 5% (5 чел.) опрошенных.

Самый большой процент наказаний, как утверждают респонденты, за то, что вовремя не вернулся (-ась) с прогулки – 49% (39 чел.), чуть меньше наказывают за плохие отметки в школе - 35% (28 чел.), 34% (27 чел.) утверждают, что их наказывают за то, что они много времени проводят за компьютером, за не самостоятельность, лень, за то, что не занимаются с младшими братьями и сестрами, 20% (16 чел.) наказывают за пропуски занятий, 8% (6 чел.) подвергаются наказанию за то, что не прибрал (а) в квартире, за плохое поведение наказывают 3% обучающихся (2 чел.).


Родители применяют следующие виды наказания:

Ругают за проступок – 3% (2 чел.);

Лишают карманных денег – 1% (1 чел.);

Не разрешают общаться с друзьями – 1% (1 чел.);

Запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере – 11% (9 чел.);

Никогда не наказывают – 84% (67 чел. от общего числа опрошенных 80 чел.).

Согласны с методами наказания своих родителей 100% обучающихся.

В будущем не будут наказывать своих детей 87% (70 чел.) обучающихся, будут наказывать – 13% (10 чел.) за плохое поведение, за плохие отметки в школе, за то, что поступил неправильно по отношению к своему товарищу, за проступки.

74% (59 опрошенных) считают, что насилие – это унижение одного человека другим; 54% (43 опрошенных) считают, что насилие – это причинение физического вреда другому; 48% (38 респондентов) ответили, что насилие – это подчинение себе другого человека.

100% (80 чел.) опрошенных осуждают насилие. 93% (73 чел.) считают, что в современных семьях чаще встречается физическое насилие, 11% (9 чел.) ответили, что в современных семьях встречается психологическое насилие.

Чаще всего, по мнению респондентов, в семьях подвергаются насилию старшие сестры и братья, так считают 14% опрошенных (11 чел.). Однако 86% (69 чел.) не поддерживают данного мнения и считают, что никто в семье не подвергается насилию.

100% обучающихся считают наказание детей в семье насилием. 88% (70 чел.) расценивают физическое воздействие в семье как насилие над ребенком, 10% (8 чел.) – считают насилием запрет на деятельность, приносящую удовлетворение, 2% (2 чел.) придерживаются мнения, что насилие – это лишение карманных денег.

По мнению респондентов причинами насилия в семье могут быть:

Жизненные проблемы – 38% (30 чел.);

Неурядицы на работе – 4% (3 чел.);

Демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ – 51% (41 чел.);

Склонность личности к насилию – 86% (69 чел.);

Эмоциональные срывы – 69% (55 чел.);

Ситуация безысходности и отчаяния – 2% (2 чел.);

Алкоголизм родителей – 84% (67 чел.).

100% обучающихся не считают себя жертвой насилия и никогда не подвергались ни одному виду насилия.

Чтобы избежать насилия необходимо, по мнению респондентов, вовремя возвращаться домой с прогулки, не бывать в сомнительных компаниях, даже если тебя туда приглашают твои друзья, не садиться в чужие машины, не одеваться вызывающе.

100% опрошенных считают себя защищенными и любимыми в своей семье.

Обучающиеся считают, что в случае жестокого обращения необходимо обращаться за помощью к родителям, в полицию, в органы опеки, в школу, в суд, позвонить по телефону доверия, к психологу.

1. Педагогу-психологу необходимо обратить внимание на результаты опроса 5-8-х классов, где присутствует моральное оскорбление детей, а также провести дополнительную диагностику детей 1-4-х классов, так как из результатов опроса видно, что даже в обычных, нормальных семьях отмечается нарушение прав детей.

2. Провести анкетирование родителей.

3. Продолжать осуществлять диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями.

Провела педагог-психолог

на выявление жестокого обращение с детьми.

Цель анкетирования: выявить обучающихся, подвергающихся жестокому обращению со стороны родителей и лиц их заменяющих.

Приняли участие: ученики 5 – 11 классов, всего 46 человек.

Провела анкетирование: социальный педагог Шапиева О.М.

Выявлено, что 23 ученика (50%) ответили положительно на вопрос о наказании их родителями.

Чаще всего наказывают детей за:

за плохие отметки в школе – 23 ученика (50%)

за позднее возращение домой- 4 ученика (8%)

когда оговариваюсь – 9 учеников (20%)

за лень и ложь – 8 учеников (18%)

за употребление спиртных напитков – 1 ученик (2%)

за курение-1 ученик (2%)

Самые популярные меры наказания:

кричат – 10ч (21%)

обзывают - 6ч (14%)

Таких случаев не бывает – 30ч (65%).

Наказывают детей: 14% (6ч) редко, 21% (10ч) от случая к случаю никогда не наказывают 65% (30ч).

Учащихся 5 – 8 классов приняло участие 30 человек.

Все учащиеся согласны с тем, что жестокое обращение - это побои, издевательства, грубая ругань и т.д.

13 человек (43%) подвергались наказанию со стороны родителей, но это наказания касались лишения прогулок, компьютера и телевизора, общения с друзьями.

Чаще всего родители применяют моральные наказания - 5ч (57%), 1 ученик подвергался физическому наказанию.

На вопрос « Какие чувства возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют?» ,

«гнев» -4ч. ответили (13%),

«обида» 13ч. ответили (42%),

«безразличие» -4ч. ответили (13%),

«желание ответить тем же» -4ч. ответили (13%),

«страх» -1ч. ответили (3%),

«желание исчезнуть» -4ч. ответили (13%),

«ненависть» 1ч. ответили (3%).

Учащиеся 9 – 11 классов –16 человек, в возрасте от 15 до 18 лет.

По результатам опроса видно, что в основном дети проводят с родителями каждый день.

10 человек (62%) подвергались наказанию со стороны родителей, но это наказания касались лишения прогулок, компьютера и телевизора, общения с друзьями.

Чаще всего родители применяют моральные наказания - 6ч (38%).

На вопрос «Какие чувства возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют?»,

«гнев» -1ч. ответили (6%),

«обида» -3ч. ответили (18%),

«безразличие» -2ч. ответили (12%),

«желание ответить тем же» -3ч. ответили (18%),

«страх» -1ч. ответили (6%),

«желание исчезнуть» -6ч. ответили (40%),

«ненависть» -0 ч. ответили (0%).

Своих детей в будущем скорей всего будут наказывать 23ч. (47%), остальные категорически «Нет».

Насилие дети осуждают 46ч. (100%).

Защищённым и любимым в своей семье себя чувствуют не все.

Дети знают, куда можно обратиться, в случае если с ними жестоко обращаются: учителям, классному руководителю, уполномоченному, в суд, в прокуратуру.

Больше наказывают детей средней школы, за «плохое» поведение и учёбу. Учителям средних классов, педагогу-психологу усилить контроль за группой таких детей, провести индивидуальные беседы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми.

В старшей школе больше наказывают за плохую учёбу и невозвращение вовремя с прогулки, но дети не воспринимают это как жестокое обращение, а считают, что виноваты сами.

Классным руководителям ознакомить родителей на родительских собраниях с итогами анкетирования. Обучать несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от окружающих, а также для налаживания отношений со сверстниками. Проводить систематическую работу по изучению семей. Проводить работу по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей.

Социально-психологической службе ознакомить на родительских собраниях с результатами анкетирования, провести беседы по предупреждению жестокого обращения с детьми, распространить информационные буклеты на данную тему.

Социальный педагог: Шапиева О.М.

Результаты анкетирования педагогов МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» «Жестокое обращение с детьми в семье» Дата проведения:15.02.2016 г. Ответственный: социальный педагог Е.Ю. Вдовина. Цель: узнать мнение педагогов о правомерности применения физического наказания к детям в семье, определить действия воспитателей в случае выявления жестокого обращения с воспитанниками в семье. В анкетировании приняли участие 20 педагогов. После анализа анкет были получены следующие результаты. 1. Как вы считаете, физическое наказание детей в нашей стране является: а) традицией, которая имеет 40 % многовековые корни; б) практика воспитания 60% детей, основанная на низком педагогическом уровне современных родителей. 2. Как вы думаете, правомерно ли поступают родители, применяя к своим детям физические наказания? а) да, 15 % б) нет, 80 % в) не знаю. 5% 3. Существует ли в нашей стране уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми в семье? а) да, 100 % б) нет, - в) не знаю. - 4. Как вы думаете, проблему насилия над детьми в семье должен решать: а) исполнительный орган власти, б) образовательное учреждение, а+б 80 % а) да, _ б) нет, 35 % в) не знаю. 65 % а) да, 100 % 5. Как вы думаете, актуально ли в России введение ювенальных технологий? 6. Является ли речевая 20 % 1 агрессия (оскорбления, унижения, запугивания) жестоким обращением с детьми? б) нет, - в) не знаю. - 7. Как вы думаете, психическое и эмоциональное насилие над детьми является преступлением? а) да, 95 % б) нет, - в) не знаю. 5% 8. Может ли образовательная организация предотвратить жестокое обращение с детьми в семье? а) да, 100 % 9. Если Вы стали свидетелем (за пределами детского сада) жестокого обращения с Вашим воспитанником со стороны родителей, то: а) вы сообщите в орган опеки о случившемся; б) проведете беседу с родителем о последствиях жестокого обращения с детьми. а+б а) беседа с родителями, б) профилактическая беседа с родителями в присутствии соцпедагога, в) сообщить соцпедагогу и администрации д/с, г) беседа с родителями, информирование соцпедагога, д) консультация, беседа, анкетирование родителей; не рассказывать родителям о том, что малыш нам доверился, е) информирование о случившемся соцпедагога, беседа с родителями, наблюдение за ребенком, ж) посоветуюсь с 10. Если Ваш воспитанник доверился Вам и рассказал о том, что его дома бьют. Ваши действия: б) нет, в) не знаю. 10 % 85 % 5% 25 % 5% 40 % 15 % 5% 5% 2 психологом и соцпедагогом о дальнейших действиях. 5% Согласно полученным данным можно сделать следующие выводы. Большая часть педагогов детского сада (60 %) считает, что применение физического наказания к детям в семье является следствием низкого педагогического уровня современных родителей. Есть и другое мнение. Психолог, психотерапевт, и один из авторов программы «Жизненные навыки», «Уроки психологии для детей и подростков» Дарья Рязанова знает, что многих современных родителей самих били в детстве: «Примерно одну треть людей, которым сейчас 30-40-50 лет, в детстве били. Случается, что человек осознал и принял решение с собственными детьми так не делать, но чаще всего такие люди все равно переносят все на своих детей, потому что не знают, как с ними по-другому обращаться». Рязанова считает, что собрать реальную статистику по насилию в отношении детей в настоящее время просто невозможно. «Традиционно применять к детям физические наказания существует уже много веков, но именно сейчас, благодаря СМИ формируется первое поколение родителей, которые считают, что бить детей как-то нехорошо (не нельзя, а именно нехорошо), поэтому многие этого стыдятся и не говорят об этом. Но то, что у нас есть традиция бить детей – это однозначно». 85 % педагогов считают, что применение физических наказаний к детям не является правомерным. Все педагоги без исключения знают, что в нашей стране за жестокое обращение с детьми введена уголовная ответственность. С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса. 80 % педагогов считают, что проблему насилия над детьми должны решать органы исполнительной власти, то есть администрация города и все подвластные ей структуры. Согласно Порядку информирования о жестоком обращении с несовершеннолетними органов опеки и попечительства организациями (утвержден Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Смоленской области от 24.12.2015 года № 6) образовательная организация лишь одно звено в цепи, основную работу по реабилитации семьи, выбору мер пресечения берут на себя органы местного самоуправления. Большая часть педагогов (65%) не знают, актуально ли в России введение ювенальных технологий. Ювенальные технологии - введённое в России понятие, обозначающее комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов еще в 2014 году на Всероссийском родительском общественном форуме призывал общественность пресечь проникновение в Россию ювенальных технологий западного образца. «Необходимо пресечь проникновение и внедрение в России ювенальных технологий западного образца, которые влекут за собой безвозвратное разрушение несомненного родительского авторитета», - говорится в обращении, адресованном участникам Всероссийского родительского общественного форума (подробнее: 3 http://www.kurer-sreda.ru/2014/02/16/131184). В современной России, Павла Астахова «существующий свод законов достаточен для того, чтобы защищать права ребенка и права семьи». Все педагоги без исключения согласны, что речевая агрессия (оскорбления, унижения, запугивания) является жестоким обращением с детьми; 85 % педагогов в случае, если будут свидетелями жестокого обращения с воспитанником со стороны родителей за пределами детского сада, отметили, что проведут беседу с родителями; 10 % педагогов отметили, что сообщат о случившемся в орган опеки и попечительства; 5 % считают: нужно поговорить с родителями и сообщить в орган опеки. Конечно, если с данными родителями у педагога налажены добрые отношения, он уверен, что к его мнению прислушаются, то, конечно, стоит для начала провести беседу. Но если педагог знает, что воспитанник растет в неблагополучной семье, где постоянно нарушаются права ребенка, он обязан сообщить о случившемся в орган опеки и попечительства. Все педагоги (100 %) отметили, что образовательная организация может предотвратить жестокое обращение с детьми в семье. Образовательная организация, как правило, первая выявляет неблагополучие в семье, так как у педагогов есть возможность ежедневно наблюдать за детско-родительскими отношениями, проводить коррекционную работу с детьми и родителями. В последнем вопросе педагогам было предложено написать алгоритм действия в ситуации, когда воспитанник доверился воспитателю и рассказал о том, что его дома бьют. Мнение педагогов можно увидеть в таблице. Согласно результатам, никто из педагогов не оставит такой «вопиющий» эпизод без внимания. Но была упущена одна, самая главная часть алгоритма: ребенок набрался смелости и поделился с педагогом своей бедой, ему плохо, он боится, он ищет в близком взрослом поддержки (Вы таковым для него и являетесь). Первое, что должен сделать педагог, успокоить воспитанника, пожалеть, не выказывая сильных эмоций, выслушать ребенка, а далее действовать по ситуации. Результаты данного анкетирования показали, что педагоги информированы о проблеме жестокого обращения с детьми в семье и готовы участвовать в рамках деятельности образовательной организации в работе по профилактике нарушения прав ребенка в семье. 4

просмотров