Раскраска в доу деревянная богородская игрушка. Презентация "богородская игрушка"

Раскраска в доу деревянная богородская игрушка. Презентация "богородская игрушка"

Раньше она была во многих детских садах, а заказы на изготовление поступали даже сверху. Сейчас Богородской игрушке очень трудно. Государству на промысел пофиг. Совсем умереть ей не дают мастера, работающие на фабрике за копейки. Даже на частных заказах по дереву далеко не уехать, они больше поднимают настроение, чем дело. Работники фабрики до сих пор вспоминают, как однажды пришёл новый русский и попросил изготовить в подарок тёще ступу. С намёком)

Сегодня - фабрика Богородской игрушки.

Игрушке около 350 лет. Тогда под контролем Троице-Сергиевой лавры в расположенном недалеко селе Богородское начала развиваться обработка дерева. Вырезали инокостасы, наличники, деревянные скульптуры и игрушки. Позже появилась школа мастеров-резчиков и профессиональная артель, нынешняя фабрика.

Более романтическая версия говорит про крестьянина, детям которого надоело играть с деревянной куклой и они её бросили. Крестьянин отвёз куклу на ярмарку, где ему повезло - игрушку увидел купец и заказал партию. Так и начали жители Богородского заниматься "игрушечным бизнесом".

1. Изготавливают игрушку из просушенной за 3-5 лет липы. Это мягкое дерево хорошо подходит для резки

2. После просушки дерево отправляется на зарубку. Обрабатывают будущую игрушку вручную или на токарном станке

3. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону

4. Потом обрабатывают инструментами - стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами. Да, ножи тоже были местные. Когда-то пока одна часть села делала игрушки, вторая - готовила ножи и стамески для их изготовления. Сейчас мастера пользуются привозным инструментом или делают его сами, осталось только название

5. У работника с опытом на вырезку одной заготовки тратится 15-20 минут. Впрочем, рабочий день мастера на фабрике короткий - до обеда. Дальше многие идут домой на частную работу или выполнять заказ фабрики. Мы приехали как раз обеду, и все мастера уже разошлись. Пришлось всё показывать сопровождающей

6. В месяц по норме положено сдать 130-140 изделий. Порезы и ссадины - обычное дело при работе, но люди не унывают

9. После обработки игрушку собирают по частям

10. А это - будущие Карлсоны. Ниже будут раскрашенные

11. Хотя традиционно игрушку не расписывали, сейчас от этого правила иногда отступают. Получается не хуже)
Работают гуашью, а после покрывают безвредным масляным лаком

12. Раньше на фабрике дела шли отлично и работало несколько сотен человек. Теперь рабочих становится всё меньше и меньше, некоторые цеха даже пустуют. Говорят, что за 12 лет коллектив уменьшился в 2 раза и сильно постарел

15. Просто класс. Игрушка держится в руках, шарик вращается - Карлсон двигает рукой и ест варенье, банку с которым ему ещё не прикрепили

18. Есть игрушки и с героями других сказок. Здесь шарик крутится, а бабка с дедом пекут колобок

Встречаются разные подвижные сюжеты - кот ловит рыбу, куры клюют зерно. Такая игрушка развивает воображение и руки

20. Неокрашенная игрушка часто изображает быт крестьянина, "помогают" которому звери. Впрочем, сюжетов много, и чем будут заниматься герои, зависит от фантазии мастера. Есть тоже подвижные, как эта - самая известная - "Кузнецы"

21. Так и просто игрушки с животными

22. В основном с медведями

24. В музее при фабрике попадаются композиции на сказочные темы

25. Вырезают мастера и уникальные вещи, как эти шахматы "Северная война". Пётр и Карл XII со своими королевами

Большой проблемой фабрики являются новые кадры. Молодёжь после окончания местного художественного училища или уезжает, или занимается частной резкой. Иначе - не выжить. Вот и создаются мастерские на дому. Многим рабочим тоже выгоднее работать дома и получать процент с заказа фабрики, чем идти на неё за смешную зарплату в несколько тысяч.
Портят положение и "мастера", продающие подделки. Таких, по словам рабочих, много. Качество их низкое, а клиента можно легко обмануть.
Помогает фабрике тоже расположенная в Богородском Загорская ГАЭС. Отремонтировали музей и часть помещений, проводят фестивали промыслов, не дают традициям окончательно забыться.

Кроме игрушки мастера фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных.
С сырьем проблем нет. В селе торговцы продают липу с машин. Цены доступные - один кубометр стоит несколько тысяч, а хватит его на год работы.

Кто-то говорит, промысел погубило ещё создание единой фабрики. Изготовление игрушки - дело творческое, и сажать мастера в кабинет на рабочий день, требуя с него месячную норму - издевательство. В таких условиях никто не вспомнит про вдохновение, работать придётся для плана, а не для души. Что-то правдивое в этом есть.

А ещё вспомнилась недавно гуляющая по интернету Маша. Жаль, таким производителям сейчас лучше, чем доброму промыслу

Тема. «Богородская игрушка. Рисование медведя».
Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и
навыки в рисовании сложного объекта.
Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Воспитатель. Отгадайте загадку:
Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна - за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?
Дети. Матрешки.
Показ матрешек.
В. Из чего делали матрешек?
Д. Из дерева.
В. А теперь послушайте историю о том, как появились другие
игрушки из дерева.
Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе
Богородском, что под Москвой.
Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот
однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что.
Стала она думать: если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста
слепить - засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и
ножиком вырезала куклу.
Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. А
выросли - забросили свою Ауку.
Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.
Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:
- Кто на базаре деревянную игрушку торговал?
- Я торговала, - говорит женщина, - а тебе зачем?
- А не вырежешь таких еще? Все куплю.
- Ладно, приезжай к празднику.
Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство
свое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам
продавать.
III. Знакомство с новым материалом
В. Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали
село Богородское со всех сторон. В одних соседних селах плели на продажу
кузовки и лапти, в других - делали деревянные ложки и посуду, а богородцы
вырезали игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на
ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но
разве в цене дело? Главное - это радость, которую дарили богородские игрушки и
детям, и взрослым.
Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от
остальных?
Д. Они не раскрашены.
В. У мастеров выработалась своя художественная манера, свой
стиль резьбы. Они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже
интереснее, и перестали их красить.
Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки
из повседневной жизни, сказочные сюжеты.
Каких героев сказок вы узнали?
Д. Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из
сказки «Золотой петушок»…
В. В Богородском научились мастерить игрушки с движением.
Потянешь за две планочки - игрушка ожила. Тук-тук - звонко бьют молотом по
наковальне кузнецы: мужик и медведь.
А вот на дощечке стоят куры - дерни за веревочку, и начнут они торопливо
клевать зерна.
Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем
многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня
рисовать.
IV. Самостоятельная работа
ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ
1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную линию. Легкими
штрихами наметьте высоту медведя.
2. Отметьте место головы, установив, сколько раз высота головы
укладывается в высоте всей фигуры.
3. Легкими прямыми линиями наметьте положение лап. Обратите внимание на
симметричный характер фигуры.
4. В технике легкого наброска продолжите уточнять положение и величину
лап, туловища.
5. Раскрасьте медведя в коричневый цвет.
V. Рефлексия.

Татьяна Воронина
Конспект занятия «Знакомство с богородской игрушкой»

Тема «Знакомство с богородской игрушкой » .

Цель : познакомить детей с богородской игрушкой , привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

Задачи : 1) формировать у детей интерес к народной игрушке ; познакомить с историей возникновения богородской игрушки ; 2) развивать память детей через повторение русских народных потешек; умение слушать сказку внимательно; 3) воспитывать интерес к народным промыслам.

Материал : богородские игрушки , иллюстрации с изображением богородских игрушек , села Богородское ; корзина, баранки для угощения детям.

Предварительная работа : просмотр презентации «Богородская игрушка » ; повторение русских народных потешек.

Ход занятия.

Воспитатель : Дети, отгадайте загадку

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу (медведь) .

Ответы детей.

(Воспитатель показывает игрушку Медведя ) .

Воспитатель : Эта игрушка создана народными умельцами. Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское . Давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить своих деток. Вырезала она из чурбачка фигурку и назвала ее Аука. Дети порадовались, поиграли и закинули Ауку за печку. Раз муж собрался на ярмарку и говорит : «Возьму-ка я Ауку на базар и покажу ее там продавцам. Ауку купили и еще попросили сделать такие игрушки . С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском селе и стала она называться «Богородская игрушка » . С помощью игрушек рассказывают сказки . Но прежде, чем вы послушаете сказку, поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Мишка»

Туки-туки, мишка (постукивание кулаками друг о друга)

В свой бежит домишко (бегают пальчиками) .

Забегает во двор

И калитку на запор! (сцепить руки в замок)

Спрятался в домишко (руки над головой, изображая крышу)

Наш мохнатый мишка.

Мишка очень любит спать,

Лапу толстую сосать (обе руки складывают возле уха) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что у меня есть (обращает внимание детей на корзину) . Эта корзина не простая, а волшебная. В ней живет сказка. Я знаю много сказок, а сегодня я вам сказку хочу не рассказать, а показать, а вы мне будете помогать.

Жили-были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» (показ иллюстрации «Дед едет на лошадке» ) и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень. В избе печка топится, бабушка торопится». Бабушка хозяйничала по дому, вязала носки (показ иллюстрации «Бабушка вяжет носки» ). И были у бабушки курочки (показ иллюстрации «Курочки клюют зернышки» ). Жили дед с бабкой поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать. А жили они на краю леса, на опушке. Узнали звери, что деду с бабкой тяжело справляться, и решили они им помочь. Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотом стучал «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук» (показ иллюстрации «Дед с медведем молотами стучат» ). А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить «Водичка-водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ иллюстрации «Медведица купает медвежонка» ). Пока звери делами занимались, бабка напекла баранок. Вечером уселись все за стол «Ай, качи-качи-качи, глянь баранки-калачи, с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи». (Воспитатель показывает детям баранки на подносе) .

Воспитатель : Трудолюбивые звери жили в этом лесу. Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец. Ребята, интересная сказка?

Ответы детей.

Воспитатель : Дети, а как вы думаете, Михайло Потапыч, он очень сильный? А почему?

Ответы детей.

Воспитатель : Наверное, потому что он занимался физкультурой. Давайте и мы покажем, как мы можем заниматься

Физкультминутка

Я прошу подняться вас- это раз,

Повернулась голова- это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три,

С силой их к плечам прижать – это пять.

А теперь тихонько сесть – это шесть.

Воспитатель : Дети, какая игрушка нам рассказала сказку?

Ответы детей.

Воспитатель : А из какого села умельцы сделали эту игрушку ?

Дети : Из Богородского .

Воспитатель : Из чего сделаны игрушки ?

Дети : Из дерева.

Воспитатель : Значит, они какие?

Дети : Деревянные.

Воспитатель : Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней красоты.

Чтоб ввести нас в мир добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-мастера.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» «Знакомство с дымковской игрушкой» Младшая группа. МБДОУ «Березка» Воспитатель: Мухаметшина Н. В. Виды детской деятельности.

Краткосрочный проект «Знакомство с дымковской игрушкой» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №14 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки» Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования.

Конспект занятия в 1 младшей группе «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой» Тема: «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой» Реализация образовательных областей: «Коммуникация», «Познание». Цели: Продолжать.

Конспект занятия «Знакомство с народной игрушкой-матрешкой» Цель: 1. Знакомство детей с дидактической народной игрушкой 2. Упражнять детей в умении группировать предметы по цвету и величине. Материал:.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

В православном сердце России недалеко от г. Сергиев Посад, на живописном холме, на берегу реки Куньи, стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Богородское - село старинное. Уже в XV - XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Уже в XIX веке в селе Богородское было больше сотни дворов, и все - от мала до велика - занимались изготовлением деревянной игрушки. Говорили, что там «дети с ножом в руке родятся».

С появлением первых Сергиевских деревянных игрушек связаны местные легенды и предания. Рассказывают, что первые игрушки из дерева стал резать основатель монастыря, Сергий Радонежский, одаривавший ими приходивших к нему крестьянских детей.

Другая история Богородской игрушки, также начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Однажды мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом.

И, наконец, более подлинное предание повествует нам о каком-то глухонемом мещанине « Татыге », который лет полтораста тому назад вырезал из липового дерева большую куклу и продал ее торговцу Ерофееву, торговавшему около монастыря лаптями, рукавицами, кушаками и т. п. Ерофеев, купив куклу за семь гривен ассигнациями, продал ее за более высокую цену. Очевидно, « Татыга » не замедлил получить ряд заказов на подобные куклы, так как в скором времени он, не будучи в силах один справиться с работой, стал набирать себе учеников из посадских детей. Принимая предание как подлинное событие, некоторые авторы работ об игрушке склонны отнести к этому моменту зарождение Сергиевского игрушечного промысла.. Впрочем, скорее всего, это просто легенды.

А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. В Богородском издавна резали забавные игрушки из мягкой древесины осины или липы. Белые резные изделия, так называемое «белье», богородчане отвозили в Сергиев Посад. Там фигурки раскрашивали, и скульптурное мастерство наполнялось тонким юмором. В XIX веке в селе Богородское работали 12 династий мастериц, которые вытачивали знаменитые на всю страну деревянные игрушки. Кстати и сейчас в Богородском резчиц в несколько раз больше, чем резчиков.

В 1913 году Андрей Чушкин со своими единомышленниками организовали "кустарно-игрушечную артель в деревне Богородской ". В состав артели вошло 19 "отцов-основателей" - наиболее талантливых резчиков. В 1923 году артель получила название " Богородский резчик". Сейчас фабрика так и называется. При фабрике есть ассортиментный кабинет - фактически музей промысла.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина, чистое, ничем не запятнанное дерево - стало традиционным для Богородской игрушки. Символом промысла до сих пор считаются «мужик и медведь» в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка «Кузнецы». Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. «Кузнецы» стали символом Богородского промысла, одна из ранних игрушек, изображающая мужичка и медведя, сидящих верхом на планках. Двинешь планки, и тут же начинается бойкая работа. Ритмично двигаются фигурки, стучат по наковальне их деревянные молоточки.

Рассказывают, что в конце прошлого века на Всемирной выставке в Париже «кузнецов» увидел знаменитый французский скульптор Роден. Он долго любовался работой деревенских резчиков и назвал ее гениальным произведением народного искусства. Богородчане владели удивительным умением создавать из дерева целый мир зверей и птиц, наделяя их особыми характерными чертами.Фигурки зверей издавна имели символическое значение. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, олень - изобилие, удачный брак. Но, наверное, самым частым героем богородских резчиков является медведь, персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, он символом могущества. Медведь издавна, один из ведущих персонажей народных сказок - он предвещал пробуждение природы. Мастера-игрушечники всегда изображали медведя добродушным, немного смешным, доверчивым.

Особым спросом пользовались всегда игрушки для детей. Главной их особенностью было несложное, но метко переданное движение, которое достигалось прикреплением фигурок на планках, на балансе или пружинках. И получалось, что, дернув за шнурок, ребенок приводил в движение дровосека, который рубил дрова, или скачущего всадника, или клюющих зерна кур.

Народную игрушку с давних пор мастерили, чтобы учить ребенка, в нее мастер вкладывал все, что хотел видеть в подрастающем поколении. Ну а чему может научить та же лиса-рукодельница или свившая уютное гнездо птичья семья? Трудолюбию, ласке, радости, добру. Могут порадовать и повеселить ребенка. Богородская игрушка – рукотворная. Она вручную вырезается из дерева (березы, липы, осины, сосны) и не окрашивается. Благодаря этому, сохраняется природный цвет дерева, его тепло и очень приятная на ощупь поверхность, безупречная в гигиеническом отношении для маленького ребенка.

Богородская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе. Самым маленьким детям взрослые с помощью богородской игрушки могут показать театрализованное представление: собрались курочки в кружок и клюют зернышки, сел медвежонок на качели и раскачивается и т.п. Действия деревянных фигурок вызывают смех, побуждают к звукопроизношению: тук-тук, кач-кач и т.п.

Возможностьэкспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата имеет очень большое значение для развития личности маленького ребенка. В процессе действий с игрушкой у малыша просто и естественно проявляется л юбознательность, познавательная активность, инициативность, а полученный результат способствует формированию уверенности в себе и своих возможностях. В богородских игрушках нашел отражение мир животных, который пользуется особой любовью детей, и знакомство с которым является необходимым для их познавательного развития.

Благодаря познавательному и эстетическому развивающему воздействию игрушек, у маленького ребенка просто и естественно формируются правильные представления о внешнем виде животных, он овладевает приемами приведения игрушки в движение, и при этом у него закладываются предпосылки художественного вкуса. С возрастом интерес ребенка к действиям с богородской игрушкой снижается, но ее эстетическое воздействие сохраняется. Богородская игрушка становится важной частью предметно-развивающей среды ребенка – она украшает быт, идейно-эмоционально организует его: учит любить и ценить красоту искусства своего народа и готовит маленького россиянина к встрече с другими видами декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Важной особенностью богородских деревянных игрушек является то, что они, отражая жизнь и являясь произведениями народного искусства, находятся не в музее, а могут «жить» рядом с детьми в семье и дошкольном образовательном учреждении. Благодаря этому, создается возможность постоянного общения ребенка с подлинными произведениями искусства и происходит то, что называется в науке обратной связью – произведения искусства оказывают незаметное, благотворное воздействие и создают в доме или детском саду атмосферу покоя и красоты.


Конспект занятия «Богородские игрушки » .

Цель : формирование знаний детей о Богородской игрушке .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

Привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки , ее занимательность.

Развивающие :

Развивать интерес к народной игрушке , к прошлому.

Развивать умение отличать богородские игрушки .

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками .

Планируемые результаты : дети знакомятся с Богородскими игрушками ; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева) ; получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками

Словарь новых слов : игрушечное ремесло , купец.

Оборудование и материалы : альбомный лист, простой карандаш, цветные каандаши.

Богородские игрушки : дергунчики курочки клюют пшено, Мишка, свистульки.

Иллюстрации с росписью.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами ?

Дети : Красивые расписные игрушки .

Воспитатель : Из чего они сделаны?

Дети : Из дерева.

Воситатель : Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

Воспитатель : А что необычного в этих игрушках ?

Дети : Они не такие как наши игрушки , сделаны из дерева.

Воспитатель : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки .

Воспитатель демонстрирует клюющих курочек.

Встрепенется петушок.

О дощечку стук да стук.

Вместе с курами тук-тук.

Никогда не устают.

Куры зернышки клюют,

А яичек не несут.

Вот какие странные

Куры деревянные!

Дети : рассматривают игрушки .!

Воспитатель : Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек » . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку , нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец» . Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку , но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками .

Дети делятся на две команды : продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки , цвета, которыми игрушка раскрашена , продавцы отгадывают и дают поиграть.

Воспитатьль: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать, наши деревянные

игрушки. Дети выполняют работу.

Тема. «Богородская игрушка. Рисование медведя».

Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и
навыки в рисовании сложного объекта.

Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.

Ход НОД

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?

Дети. Матрешки.

Показ матрешек.

У. Из чего делали матрешек?

Д. Из дерева.

У. А теперь послушайте историю о том, как появились другие
игрушки из дерева.

Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе
Богородском, что под Москвой.

Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот
однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что.
Стала она думать: если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста
слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и
ножиком вырезала куклу.

Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. А
выросли – забросили свою Ауку.

Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.

Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:

– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?

– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?

– А не вырежешь таких еще? Все куплю.

– Ладно, приезжай к празднику.

Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство
свое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам
продавать.

III. Знакомство с новым материалом

У. Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали
село Богородское со всех сторон. В одних соседних селах плели на продажу
кузовки и лапти, в других – делали деревянные ложки и посуду, а богородцы
вырезали игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на
ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но
разве в цене дело? Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и
детям, и взрослым.

Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от
остальных?

Д. Они не раскрашены.

У. У мастеров выработалась своя художественная манера, свой
стиль резьбы. Они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже
интереснее, и перестали их красить.

Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки
из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

Каких героев сказок вы узнали?

Д. Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из
сказки «Золотой петушок»…

У. В Богородском научились мастерить игрушки с движением.
Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по
наковальне кузнецы: мужик и медведь.

А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо
клевать зерна.

Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем
многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня
рисовать.

IV. Самостоятельная работа

ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ

1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную линию. Легкими
штрихами наметьте высоту медведя.

2. Отметьте место головы, установив, сколько раз высота головы
укладывается в высоте всей фигуры.

3. Легкими прямыми линиями наметьте положение лап. Обратите внимание на
симметричный характер фигуры.

4. В технике легкого наброска продолжите уточнять положение и величину
лап, туловища.

5. Раскрасьте медведя в коричневый цвет.

просмотров