Природоохранная акция в детском саду. Алгоритм проведения акций

Природоохранная акция в детском саду. Алгоритм проведения акций

Татьяна Наумкина
Природоохранные акции в ДОУ

Природоохранные акции в ДОУ

Вряд ли кто–нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения. Идея экологии в воспитании не является в педагогике чем – то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Сами проблемы экологии не рассматриваются примитивно, только как предохранительная деятельность, а прежде всего как единство человека и природы . Сегодня, каждый мыслящий человек, не может не задуматься над вопросом об отношениях между человеком и природой , основу которых составляет экологическая культура.

Экологическая культура – это одно из сложных психических образований – формируется через развитие нравственных черт личности.

Н. Ф. Виноградова подчркивает, что в экологической культуре «интегрируются все сферы сознания личности : познательной, аффективной (эмоционально – ценностной) и психомоторной. Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое, с другой. Для решения этой сложной задачи важна заинтересованность дошкольников.

Л. С. Выготский писал : «Интерес - как естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Рассматривая вопрос заинтересованности ребенком той или иной деятельностью, целесообразно обратиться к более научному понятию - познавательной активности. Развитие познавательной активности ребенка - актуальная проблема современной педагогической науки и практики, одно из основных направлений деятельности дошкольных учреждений.

Познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.

Следует указать на одно существенное обстоятельство, особенно важное для педагогов. В результате многих экспериментальных исследований обнаружилось, что далеко не всякая интеллектуальная деятельность приводит к развитию способностей, а лишь та, что связана с резко выраженными положительными эмоциями. Иначе говоря, воспитание познавательной активности связывается с познавательным интересом к окружающему.

На мой взгляд познавательный интерес к окружающему и максимально положительная эмоциональная насыщенность оптимально реализуется в экологическом воспитании, в процессе общения с природой : ведь экология- простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).

Знания о природе , предложенные дошкольникам, должны представлять не сумму разрозненных фактов, а взаимосвязанную, последовательную цепочку представлений, раскрывающих наиболее важные закономерности природного мира .

Используются разнообразные формы обучения детей, формирующие экологическое сознание и активизирующие познавательную потребность дошкольников : экскурсии, разнообразные целевые прогулки, экологические акции , праздники, развлечения, уроки доброты, выставки.

Интересной и эффективной формой работы я считаю проведение экологических (природоохранных ) акций - социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками и детьми, родителями.

Что же такое экологическая акция ?

Экологическая акция – ряд действий , предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Акция может затрагивать круг слушателей и действующих лиц : дети одной группы детского сада, дети и их родители одного и более детских садов, жители микрорайона, города страны и даже всего мира. Акция позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Любая акция включает следующие этапы : подготовительный, познавательно- исследовательский, практической деятельности, подведения итогов.

1. Подготовительный этап (экологическая тревога) :

Составляется и вывешивается текст объявления о начале акции с указанием темы , цели, периода, состава участников, условий;

Готовится оборудование и материал, план мероприятий.

2. Познавательно- исследовательский этап (экологическая тропа) :

Организация наблюдений, опытов, экспериментов, занятий, бесед, чтение художественной литературы;

Решение логических, проблемных задач.

3. Этап практической деятельности (экологическая газета, знаки) :

Изготовление плакатов в защиту объектов акции ;

- «экологическая почта» - переписка с объектами акции ;

Выработка правил, упражнение в трудовых действиях; - инсценировка произведений, досуги, праздники;

Выставка рисунков, книг

Самоделок, газет, коллажей, фотовыставка;

4. Подведение итогов (итоговые мероприятия) :

Определение эффективности мероприятия (среди групп, сотрудников, родителей) ;

Объявление благодарности, награждение дипломами, «медалями» за активное участие (по завершению мероприятия или на празднике «День Земли» ).

Объектом акции могут стать деревья , птицы, растения, территория детского сада. Эти мероприятия, как правило, приурочены к каким - либо датам, событиям, имеющим общественное значение.

Примеры проведения акций

Название Мотивация Планирование и действия

Завершение

«Чистый берег» Речка (ручей) поит нас водой, радует прохладой и будет благодарна, если мы позаботимся о ней. Разведка на месте, обсуждение возможных работ; подготовка материалов (мешки, перчатки, и пр.) с помощью родителей; сбор и сортировка мусора – то, что разлагается, - в землю в специальном месте, но не на самом берегу; что требует переработки (пластик) – с собой и в контейнер. Если удастся договориться с администрацией поселка, пусть сразу вывезут собранный мусор с берега

Рисование на тему «Красавица речка» ; выставка рисунков в публичном месте

«Птичья столовая» Традиционная – забота о зимующих птицах Наблюдение за птицами, ведение записей : какие птицы у нас зимуют; обсуждение : разным птицам – разные кормушки (бутылка – для мелких и смелых, открытая – для крупных и робких) ; рассматривание вариантов кормушек; сбор вместе с родителями заготовок; совместная с папами, дедушками, братьями работа по изготовлению и укреплению кормушек; передача их малышам (укрепить у окна)

Благодарственные письма старшим детям-помощникам – в школу; папам – на работу

«Батарейки» Рассказ о том, как выброшенная батарейка загрязняет окружающую среду Сбор отработанных батареек. Равное количество жетонов как за одну принесенную (а не выброшенную) батарейку, так и за десяток; работа с таблицей : сколько батареек принесли, сколько кротов, червей, жуков и других живых существ спасли Письмо в Биологический музей им. К. А. Тимирязева

«Аллея выпускников» Рассказ о том, как важно озеленять участки города, почему и чем это важно Выбор места для аллеи; посадка саженцев деревьев; изготовление именных табличек для своего дерева Открытие аллеи выпускников

Крючковская Светлана Эдуардовна,

старший воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 3 «Радуга»,

г. Междуреченск, Кемеровская область

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ

КАК

СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

(из опыта работы)

Эффективным средством решения задач социализации дошкольников являются экологические акции.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление опыта общения.

Ребёнок в дошкольном возрасте эмоционально отзывчив, и учитывая эту особенность дошкольного возраста, мы включаем его в личностно – значимые аспекты экологическое воспитание основанное на духовно – нравственных человеческих ценностях, где главным мотивом является продуктивная деятельность самого воспитанника, его родителей и близких. Экологические акции являются основой таких взаимоотношений.

Педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения используют акции как педагогические технологии и мотивацию воспитанников к продуктивной деятельности в экологическом воспитании и социализации.

Экологические акции в нашем дошкольном учреждении стали одной основных и эффективных форм работы в контексте: «Дети - педагоги - родители - социальные институты» , эффективным средством решения задач социализации дошкольников.

Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция.

Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Дети – дошкольники принимают в акциях посильное, продуктивное участие (что в дошкольном возрасте крайне редко), которое им понятно, затрагивает их интересы, их жизнедеятельность.

В переводе на «акция» означает действие.

Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности и имеют некоторую протяжённость во времени, что делает их особенно ценными.

Выбор данной формы работы не случаен.
Акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребёнку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

При организации экологических акций мы стараемся придерживаться следующих принципов:

Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

Разумность. Если акция связана с уборкой берега , то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

Системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

В рамках экологической акции всегда проводятся различные мероприятия как с детьми, так и с родителями: это беседы, экскурсии, рассматривание картин, фотографий, рисование листовок экологического содержания, рисунков на тему акции, дидактические игры, праздники и др.

Силами педагогов нашего дошкольного учреждения разработаны и внедрены в жизнь следующие акции: «Подари бездомному надежду», «Накорми питомцев экоцентра заповедника «Кузнецкий Алатау», «Птицеград», «Каждой пичужке – наша кормушка!», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Первоцветы», «Сохраним зелёный наряд Междуреченска», «Аллея выпускников», «Дерево-память», «Охотники за батарейками», «Соберём – сдадим - переработаем!», «Аллея спасённых деревьев», «Детский сад - цветник», «Наш любимый огород» и др.

План проведения акций

Месяц

Тема акции

Сентябрь

Накорми питомца экоцентра заповедника «Кузнецкий Алатау»

Октябрь

Подари бездомному надежду

Ноябрь

Каждой пичужке-наша кормушка!

Декабрь

Сохраним зелёный наряд Междуреченска

Январь

Охотники за батарейками

Февраль

Вторая жизнь ненужных вещей

Март

Подари бездомному надежду

Берегиня

Апрель

Птицеград

Аллея спасённых деревьев

Май

Дерево-память

Аллея выпускников

Детский сад-цветник!

Июнь

Соберём-сдадим-переработаем!

Июль

« Чистый берег »

Август

Урожай у нас не плох

Экологическая акция

«Накорми питомца экоцентра заповедника «Кузнецкий Алатау»

Проводится в сентябре и или в марте.

Участники:

Цель: формирование у дошкольников представлений о милосердии, о том, что дикие животные тоже нуждаются в помощи человека.

Задачи:

Помочь детям понять, какую помощь могут оказать люди диким животным;

План проведения акции:

· у рок с учёным-экологом, работником экоцентра заповедника «Кузнецкий Алатау»;

· просмотр фильма о государственном заповеднике «Кузнецкий Алатау»;

· беседы с детьми о животных родного края, рассматривание изображений животных;

· презентация «Красная книга Кузбасса»;

· чтение произведений В. Бианки, Г. Скребицкого и др. о животных;

· рисование листовок на тему «Для леса важен каждый!”;

· зелёное шествие «Для леса важен каждый»:

· сбор кормов для обитателей экоцентра (овощи, крупы, хлеб)

· экскурсия в экоцентр воспитанников подготовительной к школе и старшей групп, передача собранных кормов сотрудникам экоцентра;

· сочинение стихов об обитателях экоцентра, как рефлексия.

Для 1 акции как правило собираем около 50 килограммов кормов: овощи (морковь, капуста, картофель), крупы, хлеб, сухарики, орехи.

По итогам акции воспитанники подготовительной к школе группы в 2016 году сочинили стихи:

Утром рано малышей

Экоцентр встречает,

Ждёт зверьё наших детей

В вольерах все скучают:

Лось, марал,

Олень, кабан,

Белки и крольчата,

Козёл Петя -

Все от нас

Ждут вкусных подарков.

Вера П., 6 лет

Покормили мы капустой

северных оленей

Тоджа с Севером вполне

рады угощенью

Кристина К, 6 лет

Мы маралов угощали хлебом и морковкой,

С рук берут они еду очень, очень ловко.

Арина А., 6 лет

На белом снегу не увидишь ты зайку,

Он в зимнюю шубку упрятался ловко,

Лишь кончики ушек, да глазки чернеют,

Приманим к себе шустряка мы морковкой.

Дима В., 6 лет

Покормили мы лося

хлебом и капустой,

С удовольствием он ел,

Было очень вкусно.

Максим А., 6 лет

Угостили кроликов капустой и морковкой

Разгрызают всё они очень-очень ловко.

Данил К., 6 лет

Нас крольчата не боятся,

И подходят близко,

Сними весело встречаться и кормить редиской.

Вера Н., 6 лет

Живёт в экоцентре козёл, звать Петруша,

Козёл замечательный, добрый, послушный.

Когда-то смешил на арене людей,

Теперь веселит

в экоцентре детей.

Вероника П., 6 лет

С удовольствием мы посетили музей,
Там узнали мы много о крае Кузбасском.
Стали мы в этот день и умней и добрей,
А природа у нас и проста и прекрасна.

Нас здесь встретил медведь

И лисица, и волк, соболь, белка,

И рысь, и куница, а ещё был марал

И конечно же лось, норка, ёжик

и разные птицы.

Вика В., 6 лет, Таня П, 6 лет

Экоцентр научил нас любить и беречь

Братьев меньших, всех тех, кто слабее,

И теперь в наших силах природу стеречь,

Вдвое станем тогда мы сильнее.

Андрей Х., 6 лет

Экологическая акция

«Подари бездомному надежду»

Проводится в октябре и марте.

Участники: воспитанники, родители и сотрудник МБДОУ.

Цель: формирование у дошкольников представлений о милосердии, о том, что бездомные животные очень нуждаются в помощи человека.

Задачи:

Помочь детям понять, какую помощь могут оказать люди бездомным животным и, что люди ответственны за то, что домашние животные оказываются на улице;

Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки;

Воспитывать у детей доброту, сопереживание, добросердечие, положительное отношение к, нуждающимся в нашей помощи.

План проведения акции:

- встреча с волонтёрами некоммерческой благотворительной организации помощи бездомным животным «Ковчег – выживут или погибнут? Решать тебе!» ;

- просмотр фильма бездомных животных;

- беседы с детьми о домашних питомцах, о том, как надо ухаживать за ними;

- чтение произведений А. Барто, К. Чуковского и др. о животных;

- экскурсия в ветеринарную клинику «Кот и пёс»;

- дидактические игры о домашних животных;

- уход за животными живого уголка МБДОУ (ежедневно);

- разучивание песни «Добрым быть совсем не просто»;

- рисование домашних питомцев;

- составление рассказов и сказок о домашних питомцах;

- сбор кормов и лекарств для бездомных животных;

В ходе акции ребята узнают, какую огромную работу делают волонтёры: они собирают корм для бездомных животных, находят для кошек и собак новых хозяев, которые уже никогда не выгонят животное на улицу, лечат больных животных, взрослых кошек и собак стерилизуют.

Большую помощь в лечении и стерилизации бездомных животных оказывают ветеринарные врачи – настоящие доктора Айболиты.

Всеобщими усилиями обычно собирается более 50 килограммов кормов. Так же собираются лекарства, бинты, вата для лечения животных.

Весь собранный корм передаётся волонтёру группы «Ковчег – выживут или погибнут? Решать тебе!» Ирине Рядновой. Она переправляет весь корм по назначению.

За время проведения акций 16 семей наших воспитанников пополнились новыми жителями: взяли 7 щенков и 9 котят. 3 семьи стали активными волонтёрами группы «Ковчег – выживут или погибнут? Решать тебе!», принимают на передержку бездомных животных.

Когда дети принимают активное участие в акциях помощи бездомным животным можно быть уверенным, что они вырастут неравнодушными, добрыми, заботливыми, никогда не обидят животное и никогда не выгонят его на улицу, не оставят без своей защиты слабого, того, кто зависит целиком и полностью от нас, людей.

«Все котохвостики от всей души благодарят д. сад № 3 "Радуга" за проведённую акцию" Добра" СПАСИБО большое всем деткам, родителям и воспитателям! Ребята, вы супер! Спасибо вам за подарки

Из альбома Благодарим всех вас! за любую помощь бездомным животным группы «Ковчег – выживут или погибнут? Решать тебе!»

21:24

НИЧЕГО СЕБЕ ОЧЕНЬ УДАЧНАЯ ИДЕЯ... СКОЛЬКО ПОМОЩИ БЕДНЫМ ЖИВОТНЫМ... ОЧЕНЬ ЖАЛЬ ЧТО У НАС НЕТ ПРИЮТА...ТАК БЫЛО БЫ ПРОЩЕ МНОГИМ ИЗ НИХ

Класс! 1

21:24

ХОРОШО, ЧТО ЕСТЬ ДОБРЫЕ ОТЗЫВЧИВЫЕ ЛЮДИ!

Ответила Irina

21:28

ОЧЕНЬ МНЕ КАЖЕТСЯ ПОЛЕЗНО И ДЛЯ ДЕТОК... ЗАБОТА О ЖИВОТНЫХ... ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО В ИХ ВОСПИТАНИИ!

Класс! 1

Экологическая акция

«Каждой пичужке – наша кормушка!»

Проводится в ноябре, что бы в течение всей зимы была возможность подкормить птиц, прилетающих на участок МБДОУ.

Участники: Воспитанники, родители, сотрудники МБДОУ.

Цель: формирование навыка практической природоохранной деятельности, формирование у воспитанников, понимания значимости сохранения птиц.

Задачи:

Привлечь внимание воспитанников и их родителей к проблемам зимующих птиц, помочь зимующим птицам пережить холодный период;

Воспитывать у детей доброту, сопереживание, добросердечие, положительное отношение к нуждающимся в нашей помощи.

План проведения акции:

- рассматривание картин о зимующих птицах;

- наблюдение за птицами на прогулке;

- презентация «Зимующие птицы»;

- рисование листовок «Поможем птицам зимой»

- участие в конкурсе рисунков экологической акции «Поможем птицам зимой»;

- конкурс по изготовлению птичьих кормушек «Птичья столовая»;

- зелёный марш «Помоги птице зимой»;

- изготовление съедобных птичьих кормушек;

- размещение кормушек на участке ДОУ и территории прилегающих домов;

- ежедневная подкормка птиц.

В ноябре 2017 года в ходе акции дети вместе с родителями изготовили 29 кормушек из бросового материала и 96 съедобных кормушек, которые были размещены на территории МБДОУ. Ежедневно дети подкармливают птиц и наблюдают, какие птицы прилетают в птичью столовую.

Экологическая акция

«Спаси ёлочку, зелёную иголочку!»

Проводится в декабре перед Новогодними праздниками.

Участники: родители, воспитанники, сотрудники МБДОУ

Цель: Привлечь внимание детей и родителей к охране окружающей среды и бережному отношению к природе. Повысить уровень экологического сознания через активизацию творческой деятельности.
Задачи.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- формировать знания о экологической проблеме;
- развивать желание сохранить природу, чувство сопереживания;
- показать значимость деревьев для лесных обитателей и человека.
План проведения акции :
- занятие «Лес - наше богатство»;
- беседы: «Что делают из древесины?», «Леса Кузбасса»;
- просмотр мультфильмов;
- чтение рассказов, сказок, заучивание стихотворений»;
- рисование листовок «Сохраним ёлочку», «Лесная красавица»;

Лепка: «Новогодняя ёлка», «Лесные жители встречают Новый год»;
- акция «Сделай лесу подарок, оставь ёлку лесу!» (сбор ёлочек для обитателей экоцентра);
- зелёное шествие «Сохраним ёлочку!» (интервью у прохожих на улице "С какой ёлочкой Вы встретите Новый год? ");

Дидактические игры: «Для кого ёлка - дом?», «Деревья и кустарники», «Узнай дерево», «Строение дерева»;
- рассматривание иллюстраций;
- экскурсии в лес, в парк;

Беседа о воспоминаниях об экскурсиях, проведённых в летний период времени, рассматривание фотографий;

Мастер-класс для родителей: «Ёлочка своими руками»;
- консультации для родителей: «Совместное творчество»;
«Новогодние сюрпризы»;
- выставка ёлочек, сделанных совместно с родителями: «Новогодняя фантазия».

В 2017 году в конкурсе ёлочек из бросового материала приняли участие 85 семей из 105. Было изготовлено 85 ёлочек из различных материалов: фольга, тесто, бумага, пластилин, макароны, карандаши, палочки от мороженого, пластиковые бутылки и стаканчики и др.

Во всех семьях были установлены новогодние ёлочки: в 15 семьях-живые, в 90-искусственные. Семьи, которые установили натуральные ёлочки, после праздников отправили их в экоцентр заповедника «Кузнецкий Алатау» на корм животным.

Дети нарисовали и раздали жителям города 65 листовок на тему «Сохраним ёлочку».

Экологическая акция

«Охотники за батарейками»

Проводится с февраля месяца, в течение года.

Направлена на сбор использованных элементов питания (батареек) для дальнейшей транспортировки в пункт приёма и утилизации.

Участники: воспитанники, родители, сотрудники МБДОУ.

Цель: формирование у дошкольников представлений о том, какой вред наносят использованные батарейки земле.

Задачи:

Помочь детям понять, как люди могут уменьшить вред, который наносят земле, растениям и животным выбрасывая мусор;

Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки;

Воспитывать у детей умение проявлять заботу о будущем.

План проведения акции:

П резентация «Польза и вред батареек»;

Д идактическая игра «Как появилась батарейка»;

О пыты с батарейками («Заведи часы», «Фонарик», «Телефон» и др.);

И зготовление совместно с родителями стенгазет «Польза и вред батареек»;

Б еседа с экологом;

С бор отработанных батареек (в течение года), с периодической передачей их в утилизацию через ТЦ «Тоталь».

В 2016-2017 учебном году собрано и сдано в утилизацию 215 отработанных батареек.

Воспитанники имеют представления о вреде отработанных батареек и знают, что их необходимо сдавать на переработку.

Экологическая акция

«Вторая жизнь ненужных вещей»

Проводится в феврале

Участники: воспитанники, родители, сотрудники МБДОУ

Цель: формирование у детей особого отношения к ненужным вещам – не как к привычному мусору, а как к ценному вторичному сырью.

Задачи:

- учить видеть, ценить и создавать красоту своими руками;

- развивать фантазию, творческие способности.;

- воспитывать у детей потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.

План проведения акции:

А кция по уборке территории детского сада;

О формление мастерской, где расположены материалы для работы;

Р абота мастерской волшебников;

Б еседы «Путешествие в прошлое куклы», «Мамин день», «Театр и его куклы».

С оздание театра кукол «Мальвина»;

С оздание альбома «Технологические карты изготовления поделок»;

- и зготовление поделок на выставку «Вторая жизнь ненужных вещей»;

- у частие в городском творческом конкурсе «Красота спасёт мир»;

- о формление выставки «Вторая жизнь ненужных вещей»;

- п оказ спектакля «Теремок» для детей младших групп;

- э кскурсии воспитанников детского сада на выставку «Вторая жизнь ненужных вещей» в городской краеведческий музей.

Ежегодно в акции принимают участие 97 % семей. На выставках можно увидеть поделки из бумаги, картона, ткани, пластиковой посуды, пробок и др. материалов. Фантазия наших участников безгранична. Очень много пособий для игр и занятий изготовлено руками детей и их родителей из вторичного материала.

Экологическая акция:

«Птицеград»

Проводится в марте-апреле.

Участники: воспитанники, родители, сотрудники МБДОУ, социальные партнёры.

Цель: воспитания у дошкольников заботливого отношения к птицам, привлечения птиц в город.

Задачи Акции :

- пропагандировать среди дошкольников идеи привлечения птиц в город;

- вовлекать детей и родителей в практическую природоохранную деятельность;

- воспитывать у детей желание проявлять заботу о птицах.

План акции:

- р исование листовок «Встречаем пернатых друзей!»;

- п резентация «Перелётные птицы»;

- Просмотр мультфильмов «Изучаем перелётных птиц», «Весенняя сказка», «Серая шейка»;

- в идео урок «Перелётные птицы»;

- конкурс на лучший скворечник;

- р азмещение скворечников на территории МБДОУ и на территории близлежащих домов;

- з елёный марш «Встречаем птиц» с интервьюированием горожан о пользе птиц и необходимости им помогать;

- и зготовление журавликов из теста для праздника птиц;

- п раздник птиц;

- р азучивание стихов;

- ч тение художественной литературы писателей В. Бианки, В. Скребицкого,

Г. Снегирёва;

- н аблюдение за птицами, прилетающими на участок МБДОУ:

- с овместное мероприятие с учащимися МБОУ «Гимназия № 6 им. С.Ф. Вензелева» и работниками ТПТУ «Птицеград»;

- д идактические игры «Птицы летят».

В ходе акции в апреле 2017 года было изготовлено 16 скворечников, которые были размещены, как на территории МБДОУ, так и на территории соседних домов.

Экологическая акция

«Аллея спасённых деревьев»

Проводится в апреле-мае, сентябре – октябре.

Участники: воспитанники, родители, сотрудники МБДОУ, социальные партнёры (Междуреченское лесничество и ЗАО «Артель старателей «Золотой полюс»), МКУ «Междуреченский комитет по охране окружающей среды и природопользованию»

Цель: Показать дошкольникам важность экономного расходования бумаги, возможность вторичного её использования.

Задачи акции :

-разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества детского сада и СЮН;

-содействовать сплочению детско-родительского коллектива в процессе совместной деятельности;

-формировать у детей дошкольного возраста предпосылки экологического сознания;

-расширять представления детей о взаимосвязях в природе;

-формировать навыки трудовой деятельности;

-воспитывать желание беречь природу.

План акции:

- проведение бесед экологической тематики для детей: «Что ты знаешь о деревьях?», «Для чего нужны деревья?», «Как делают бумагу», «Как спасти дерево» и др.;

- проведение непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое бумаги»;

- просмотр мультимедийных презентаций и мульфильмов: «Лист, на котором мы рисуем», «Правила поведения в природе»;

- изготовление методических пособий: «Виды бумаги», «История бумаги»;

- проведение социологического опроса родителей на тему «Отношение междуреченцев к использованию природного ресурса – леса в целлюлозно-бумажной промышленности»:

- организация творческой продуктивной деятельности с детьми на тему «Дерево, которое я спасу»;

- выпуск и распространение тематических листовок с призывом к участию в акции;

- создание контейнеров для сбора бумаги;

- изготовление памятки «Делаем бумагу сами»;

- проведение мастер-класса «Бумага своими руками»;

- «Книжкина больница»;

- организация и проведение сбора макулатуры в детском саду в течение недели.

Всего родителями совместно с детьми в 2016-2017 учебном году было собрано и сдано 235 кг. макулатуры.

В награду за сданную макулатуру на территории МБДОУ высажено 10 саженцев туи, 8 кустов сирени, 3 саженца берёзы.

Воспитанники МБДОУ вместе с педагогами ухаживают за саженцами, ежедневно поливая их.

Экологическая акция

«Дерево-память»

Проводится с 22 апреля по 15 мая.

Участники : воспитанники, родители, сотрудники МБДОУ, ветераны войны и тыла, социальные партнёры (ЗАО «СФЕРА»).

Цель: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, преемственность поколений.
Содержание акции : посадка именных деревьев ветеранами ВОВ и памятных деревьев в ознаменование 71-летия победы в Великой Отечественной войне.
План акции:

- э кскурсия в музей воинской славы;

- в ыставка Победы: выставка фотографий участников ВОВ-родственников воспитанников, фотографий наград;

- с оздание экспозиции мини-музея «Рода войск»;

- в ыставка книг о ВОВ в книжных уголках;

- в ыставка военного плаката;

- ч тение художественной литературы о ВОВ;

- р ассматривание фотографий и событиях ВОВ;

- п росмотр мультфильмов «Солдатская сказка», «Сильные духом крепче стены», «Василёк», “Легенда о старом маяке»;

- к онкурс рисунков «Нам нужен МИР!»;

- к онкурс чтецов (чтение стихотворений о войне) (дети 5-7 лет);

- в озложение цветов к памятнику погибшим в ВОВ;

- в стреча с участниками ВОВ: рассказ ветеранов, концерт для ветеранов, чаепитие;

- п осадка Деревьев, вручение именных сертификатов.

Высажено 6 именных дубочков. Все дубочки прижились. Ветераны приходят посмотреть на свои деревца и в гости к ребятам. Дети ухаживают за дубочками, поливают их.

Экологическая акция

«Детский сад - цветник»

Проводится в мае – июне.

Участники: воспитанники, родители, сотрудники МБДОУ, социальные партнёры (ЗАО ТЦ “Сибиряк»).

Цель: Б лагоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

Задачи:

- создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;

- формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

- содействие сотрудничеству детей и взрослых. Привлечь родителей для создания комфортной ландшафтной зоны;

- осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными насаждениями;

- пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.

План акции:

- с бор и посев семян для однолетних цветов рассады;

- р ассматривание фотографий цветов;

- р исование цветов;

- в ысаживание рассады на клумбы;

- у ход за растениями: рыхление, полив;

- н аблюдение за ростом цветов на клумбах;

- з аучивание стихов о цветах;

- и зготовление костюмов «Цветы»;

- п арад цветочных шляпок (развлечение);

- п раздник цветов.

В ходе акции высаживаются как однолетние растения (петуньи, настурции, ноготки, георгины, бархатцы, астры), так и многолетние (лилии, нарциссы, ирисы, пионы, турецкие гвоздики, люпины, шафраны, цинии, ландыши).

Осенью собирают семена для посева следующей весной.

Экологическая акция

«Соберём! Сдадим! Переработаем!!»

Проводится с апреля по июль.

Участники: воспитанники, родители, сотрудники, социальные партнёры (ЗАО «Сфера»)

Цель: Предотвратить загрязнение окружающей среды пластиковой посудой, бумагой и другими бытовыми отходами.

Задачи:

- расширять представление детей и взрослых о вреде брошенной пластиковой посуды, бумаги и другого бытового мусора для окружающей среды.

- ф ормировать чувство ответственности за чистоту окружающей нас природы.

- п ознакомить с различными способами изготовления поделок и цветов из пластиковой посуды, бумаги, бытового мусора.

- п ривлечь родителей и детей к природоохранной и созидающей деятельности.

План акции:

- н аблюдения за чистотой на участке ДОУ, прилегающей территории, в городе;

- п росмотр слайдшоу «Мусор», “Какой вред наносит мусор окружающей среде», фильмов «Острова из мусора в океанах», «Три пластиковые бутылки, или круговорот пластика в природе» и др.;

- к онкурс на лучший костюм из бросового материала;

- р исование листовок «Очистим город от мусора»;

- р аздельный сбор мусора: пластиковых бутылок, макулатуры, бытовых отходов;

- к онкурс «Вторая жизнь ненужных вещей;

- з елёное шествие «Соберём! Сдадим! Переработаем!” с интервьюированием горожан о вреде мусора;

- з елёный субботник на территории МБДОУ.

В ходе акции собрано и сдано 56 кг. макулатуры, 186 пластиковых бутылок.

Из бытовых отходов родители изготовили красивые поделки, костюмы для летнего карнавала.

Воспитанники МБДОУ приняли участие в дефиле костюмов из пластиковой посуды на открытии городского этапа акции «Соберём! Сдадим! Переработаем!
У детей появилось осознанное желание не оставлять мусор после себя.

Экологическая акция

«Урожай у нас не плох»

Проводится с мая по октябрь. Оканчивается «Осенним балом».

Участники: воспитанники, сотрудники МБДОУ, родители.

Цель: Расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода на территории детского сада.

Задачи:

- ф ормирование представлений о работах проводимых в огороде в разное время года;

- показать практическую значимость овощных культур для человека и животных;

- в оспитывать у детей трудолюбие и желание оказывать посильную помощь в выращивании корма для обитателей живого уголка.

План акции:

- подготовка семян для посадке в огороде;

- п одготовка грядок для посева (взрослые совместно с детьми);

- р ассматривание картинок об овощах;

- д идактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай по вкусу», «Что растёт в огороде» и др;

- ч тение произведений Н. Носова, Ю.Тувима, Б. Жидкова, РНС и др. об овощах;

- п росмотр мультфильмов «Весёлый огород», «Чудо зверики-садоводы», «Весёлые овощи» и др.;

- п осев семян в грядки (взрослые совместно с детьми);

- п рополка грядок;

- п олив овощных культур (дети совместно с взрослыми);

- н аблюдения за ростом овощей;

- с бор урожая;

- к онкурс «Дары осени» (поделки из овощей);

- Осенний бал.

Ежегодно на грядках высаживаются картофель, морковь, свёкла, фасоль, горох, кабачки, подсолнечник, укроп, петрушка, тыква.

Урожай дети выращивают для обитателей живого уголка: кролика Степашки, морской свинки Стеши, хомячка Василия, попугая Анастасии Филипповны.

В конкурсе «Дары осени» принимают участие практически 92 % семей (изготавливают поделки из овощей), мамы презентуют блюда из овощей.

Взаимодействие с социальными партнёрами:

Рис.1

Медведева Светлана Александровна,

МБДОУ "Детский сад № 1"

ХМАО - Югра, г.Нефтеюганск

Цель акции:

Предотвратить загрязнение окружающей среды пластиковой посудой.

Задачи:

  1. Расширять представление детей и взрослых о вреде брошенной пластиковой посуды для окружающей среды.
  2. Формировать чувство ответственности за чистоту окружающей нас природы с вторичным использованием пластиковой посуды.
  3. Познакомить с различными способами изготовления поделок и цветов из пластиковой посуды.
  4. Привлечь родителей и детей к природоохранной и созидающей деятельности.

Ожидаемый результат:

Ребенок, проявляющий бережное отношение к окружающей среде, Украшающий землю цветами.

Участники акции

Воспитанники

Педагоги

Родители

Этапы акции:

Подготовительный этап
Срок проведения - сентябрь – октябрь
Основной
Срок проведения – ноябрь – март
Заключительный
Срок проведения – апрель – май

План проведения

  1. Экскурсия с детьми в лес.

  2. Уборка территории лесополосы и сквера возле детского сада.

  3. Выпуск газеты «Земля плачет».

  4. Придумывание и оформление плакатов, листовок, «Не засоряйте территорию парка, лесополосы».

  5. Оформление агитационного стенда «Вторая жизнь пластиковой посуды».

  6. Раздача листовок.

  7. Изготовление цветов из собранной пластиковой посуды.

  8. Раздача цветов прохожим.

  9. Проведение соцопроса «Кто как мусор из леса унес».

  10. Оформление клумбы возле детского сада пластиковыми цветами изготовленными воспитанниками, родителями, педагогами.

  11. Проведение праздника цветов.

  12. Экологический рейд.

Фоторепортаж с места событий.

Пошли однажды мы в лесок, хотели порезвиться!

Пришли, увидели. Кошмар!

Пришлось нам потрудиться.

Бутылки, чашки, пластик, смрад. Мы это все убрали. С собою в город взяли мы, а после перебрали.

Решили жизнь вторую дать бутылкам и стаканам Букет решили мы собрать, им землю будем украшать.

Для этого работу большую провели.

Цветы придумали свои и маму научили.

Прохожим цветик подарили. Чтоб землю полюбили, и мусор из леса уносили

Листовки раздавали. Советы людям мы давали.

Провели мы соц опрос «Кто, как мусор из леса унес», прохожие отвечали, исправиться обещали.

Есть праздники у мамы, есть праздник у земли.

А мы цветы поздравим. Украсим землю мы.

Ведь обижать природу, поверьте нам нельзя.

Давайте сохраним её. Для будущего. Да?

Творческий отчет о деятельности в области охраны окружающей среды.

В 2010 - 2011 г.г. при организации образовательного процесса одно из направлений в моей работе с воспитанниками было обозначено как экологическое воспитание. Вся работа по экологическому воспитанию была направлена на формирование у воспитанников гуманно - ценностного отношения к природе, основными проявлениями которых являются:

Интерес к природным объектам,

Доброжелательность к живым существам,

Эмоциональная отзывчивость на их состояние,

Стремление активно с ними взаимодействовать,

Желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для них условия.

В течение года были реализованы проекты «Комнатное растение», «Покормите птиц зимой», «Берегите елочку - зеленую иголочку», «Украсим землю цветами».

Самым значимым был проект «Украсим землю цветами». Этот проект был заведен осенью. Во время прогулки в ближайшую лесополосу в октябре месяце мы с воспитанниками отметили, что территория очень загрязнена. Особо был выделен тот факт, что отдыхающие в лесной зоне после себя оставляют много пластиковой посуды, различных пластиковых емкостей. Дети не остались равнодушными: их возмущениям не было конца. Дети объясняли, что так делать нельзя, что природа плачет, ей больно и обидно. Мои воспитанники хорошо знают, что о природе надо заботиться, беречь ее и охранять.

Тогда мы вместе с детьми задумались о том, а как мы можем помочь природе. Все понимали, что необходимо приучить людей убирать за собой мусор. Но как?

Для начала, чтобы привлечь внимание родителей воспитанников ДОУ к проблеме сохранения окружающей среды, мы оформили стенгазету «Природа плачет», где разместили фотографии о том, как люди загрязняют природу, в частности то место, где любят отдыхать все горожане - в лесопарке.

Провели анкетирование среди родителей воспитанников и выяснили, что 60% родителей с детьми посещают по выходным скверы и парки, лес, дачу, побережья рек и все пользуются одноразовой посудой. Правда, почти все родители ответили, что они убирают за собой мусор и оставляют его в специально оборудованных местах или закапывают. Мы были рады, что загрязняют природу не наши родители и их дети.

Но как научить, приучить тех, других, взрослых и детей, которые ее загрязняют, не делать этого?

На первом этапе мы оформили листовки с призывами о том, чтобы отдыхающие не оставляли после себя мусор, и раздавали эти листовки по пятницам родителям тех воспитанников детского сада, которые планировали выехать на природу. Позже мы придумали, как заинтересовать людей, чтобы они уносили домой посуду - мы решили рассказать людям о том, что у одноразовой посуды есть вторая жизнь. Мы дополнили листовки информацией о том, что из одноразовой пластиковой посуды легко и просто можно изготовить различные поделки, и что это интересное и увлекательное, полезное занятие для всей семьи. Информацию о том, как сделать поделку мы разместили на сайте ДОУ и на главном стенде ДОУ в центральном холле. Конечно же, среди тех, кому мы раздавали листовки, были и такие люди, которые честно смеялись и говорили, что поделки делать не будут, но соглашались, что мусор в лесу оставлять нельзя.

На втором этапе все, и родители, и сотрудники детского сада, и воспитанники включились в поиск интересной информации о том, что и как можно изготовить из одноразовой пластиковой посуды.

Так как приоритетное направление в деятельности нашего ДОУ художественно -эстетическое развитие детей, то наши воспитанники приучены с пользой организовывать свой досуг и много умеют делать своими руками, с удовольствием клеят, режут, лепят. Новое направление - работа с пластиком вызвало интерес. И я сама, и воспитанники, и даже целые семьи, включились в творческую деятельность. Я подготовила и провела мастер - класс для родителей «Используем пластиковую посуду в творческой деятельности». Ежедневно на полочке красоты в группе появлялась новая поделка, изготовленная моими руками, руками родителей, а позже дети научились очень хорошо работать с пластиком. Долгими зимними вечерами, в морозные дни, когда невозможно организовать прогулки на улице, дети с удовольствием занимались творческой деятельностью. Все поделки поражали красотой, оригинальностью. Когда на улице стояла холодная зима цветы, изготовленные из пластиковой посуды, радовали нас своей яркостью, красотой.

В группе были организованы выставки поделок из одноразовой пластиковой посуды. Цветы, изготовленные руками детей, служили для украшения интерьера группы и детского сада, ими оформляли музыкальный зал к празднику. Когда же весной рано растаял снег и наши клумбы стояли серыми и непривлекательными, мы решили с воспитанниками украсить их цветами, изготовленными своими руками. На наши клумбы приходили полюбоваться родители с детьми со всего микрорайона.

В ходе реализации проекта была организована и опытно - экспериментальная деятельность: воспитанники осенью закопали в землю пластиковые бутылки. Когда мы раскопали землю весной, то увидели, что посуда как лежала, так и лежит. Я им объяснила, что бутылка будет лежать в таком состоянии в земле многие - многие годы и вместе мы сделали вывод о том, что на этом месте никогда не вырастет цветок.

Весной мы вновь стали выпускать листовки с призывами не загрязнять природу и раздавать их жителям микрорайона, родителям, которые собирались отдохнуть на природе. Педагоги ДОУ подхватили идею с листовками, и если одна наша группа оформила только 15 листовок, то все группы оформили их 80. Листовки будут раздаваться родителям все лето. И мы верим, что наши воспитанники и родители не будут оставлять посуду в лесу и неважно то ли потому, что хотят сохранить нашу Землю чистой или потому, что займутся ручным трудом.

Участие в проектной деятельности предоставило возможность воспитанникам осознать всю глубину проблемы загрязнения природы и защиты окружающей среды, пережить ее лично, самостоятельно искать решение этой проблемы, проявить творчество, оценить результаты своей деятельности.

Когда осенью эпидемиологи разрешат посещать лесополосу, мы обязательно сходим на наши места и оценим состояние окружающей среды и, если вдруг окажется, что все-таки люди оставляют после себя мусор, то необходимо будет вновь попытаться решить проблему загрязнения окружающей среды каким- то другим путем, но обязательно попробовать помочь природе. И пусть мои воспитанники стали всего лишь на год взрослее и им всего только по 6 лет, но необходимо, чтобы и их волновали эти проблемы и они уже сейчас искали пути решения проблем защиты окружающей среды и учились организовывать природоохранную деятельность.

Библиографический список

  1. Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками» дошкольное воспитание 2002 №7 стр.8
  2. Ашиков В.И. Ашикова С.Г. «Семицветик» Программа и руководство по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М. 1997г.
  3. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе».
  4. Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры « дошкольное воспитание 1998г. №2 стр. 13
  5. Хофман Петра «Поделки из коктейльных трубочек».
  6. Г.Н. Давыдова «Поделки из бросового материала».
  7. Интернет ресурсы.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000839, дата отправки 18 декабря 2012 г., № квитанции 62502655103667

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Надежда Тиханкина
Консультация для воспитателей по теме «Экологические акции в ДОУ»

«Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников».

Когда будет срублено последнее дерево,

когда будет отравлена последняя река,

когда будет поймана последняя птица,

Только тогда он (человек) поймёт,

что деньги нельзя есть…

М. Булгаков

В современном мире наиболее актуальными являются проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. В природе все взаимосвязано: уничтожая или нанося вред природе (отдельным ее компонентам) - мы нарушаем равновесие. Нельзя только брать, ничего не отдавая взамен!

Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей.

Мы речь свою ведем о том,

Что вся Земля наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом.

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря.

На нас надеется Земля.

Одна из основных задач дошкольного воспитания - формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание - это формирование осознанного бережного отношения к природе и всему живому.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Основными задачами экологического воспитания являются:

1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

По ФГОС образовательный процесс необходимо строить на основе комплексно - тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной и познавательной, а образовательный процесс – мотивированным.

За основу реализации комплексно-тематического планирования принимаются следующие подходы: значимые события в природе, социальной жизни общества или праздник; значимое событие в литературном произведении; значимые события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, интересных предметов.

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности.

Выбор данной формы работы не случаен, так как:

Акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;

Акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;

Акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, природоохранные акции могут быть приурочены к датам, событиям: например, Новый год, День Земли, День птиц и другие.

Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:

В основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;

Акции – это «игра-всерьез», результаты акции значимы для детей и взрослых;

Обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

При организации экологических акций нужно придерживаться следующих принципов:

Осмысленность.

Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования.

Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность.

Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

Разумность.

Если акция связана с уборкой берега водоёма, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

Системность.

Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность

Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

День леса

В октябре отмечается день лесных животных. Во время акции дошкольники знакомятся с произведениями о природе, о жизни животных в лесу.

Международный день энергосбережения

11 ноября - международный день энергосбережения. Можно организовать краткосрочный проект «Вместе светлее», оформить картотеки со стихами и разработать дидактические игры по теме, провести тематические совместные с родителями спортивные соревнования «В гостях у электросчётчика», «В гостях у лампочки». Итогом акции могут стать буклеты для родителей, презентация об альтернативных источниках энергии.

Природоохранная акция «Поможем городской синичке»

Акция проводится с 10 по 20 ноября, в целях формирования экологической культуры дошкольников, воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края.

В рамках проведения акции организуется экологической исследование «Птицы нашего края» , в процессе которого дети уточняют представления о перелетных и зимующих птицах, собирают информацию о зимующих птицах нашего края.

Дошкольники создают плакаты, рисунки, поделки, сочиняют стихотворения, рассказы о птицах, о необходимости помогать нашим пернатым друзьям в тяжелый для их жизни зимний период.

Совместно с родителями проектируют и изготавливают кормушки, заготавливают корм.

Одним из центральных моментов акции является выставка - ярмарка кормушек. Главный итог акции, о котором необходимо сказать дети – сколько людей теперь имеют кормушки и могут вывесить их возле дома, на окнах и тем самым помочь птицам перезимовать.

Еще одним важным событием этой акции является открытие «Птичьей столовой», которое проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней.

Природоохранная акция «Сохраним живую елочку».

Акция проводится в преддверии новогодних праздников с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства.

В рамках проведения акции организуется выставка поделок с Новогодней тематикой. Дети, совместно с педагогами и родителями создают плакаты, рисунки в защиту живой ели. Сочиняют рассказы о жизни елочки в лесу, листовки с обращениями - призывами к людям о сохранении живых насаждений, об использовании искусственных елок для «украшения» праздника. Развешивают эти листовки на досках объявлений домов близлежащего микрорайона.

В процессе проведения акции выпускается стенгазета «Не рубите, люди, елочку в лесу!».

Результатом работы являются рассказы детей о том, как они сохранили елочку (новогодние композиции и искусственная ель дома).

Природоохранная акция «Прилетайте птицы»

Проводится в апреле аналогично акции «Поможем городской синичке». В рамках проведения акции организуется развлечение «День птиц», выставка домиков для птиц, изготовленных родителями, совместно с детьми, торжественное открытие птичьих домиков, наблюдения за «новоселами».

Природоохранная акция «День Земли»

Акция проводится с 10 по 22 апреля. В рамках акции проходят интересные мероприятия: КВН «Юный любитель природы», конкурс детских рисунков «Моя Земля», познавательные литературные тематические вечера «Прекрасное рядом», развлечения «Счастья тебе! Земля моя». Целью данных мероприятий является воспитание нравственных чувств, эмоционально-положительного, ценностного отношения детей к природе, окружающему миру. В заключение акции дети оформляют послание Земле, с пожеланиями счастья и благополучия.

Проводится с 20 мая по 6 июня в рамках международной экологической акции «Спасти и сохранить» с целью формирования основ экологической культуры, гуманного отношения к природе нашего края. Подготовка к проведению акции начинается заранее. Дети выращивают рассаду для озеленения территории детского сада, собирают информацию о растениях и животных, занесенных в красную книгу. Готовят листовки и стенгазеты. В процессе проведения акции проводятся:

Очистка и озеленение территории детского сада (совместно с родителями);

Конкурс экологических листовок и стенгазет;

Оформление альбомов;

Организуются экскурсии в парк и на реку;

Развлечение «Сохраним Землю голубой и зеленой».

В заключение хочу сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы.

С уверенностью могу сказать, что участвуя в акциях природоведческого характера, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми.

Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.

Экологические акции в детском саду.

«Истинное воспитание состоит

не только в правилах,

сколько в упражнениях»

Наше дошкольное учреждение представляет опыт работы с детьми в области экологического воспитания, а так же нетрадиционную форму работы с родительской общественностью, где проведение экологических акций рассматриваются как социально-значимое мероприятие. Яркой формой выражения отношения экологической культуры, является, деятельность ребёнка, а так же всех участников экологического процесса. Присутствие в содержании деятельности, элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, людям, себе. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребёнка. Взрослый, и прежде всего семья, для ребёнка и партнёр по игре, и образец для подражания, и эксперт по оценке знаний, умений, поведения и отношения. Нельзя иметь в виду то, что детский сад - первый в жизни ребёнка социальный институт. Первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой происходит в семье. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. Формирование экологической культуры зависит, насколько качественным будет процесс усвоения социальных правил, действий, отношений. Акция - это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени. В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции. Цель проведения экологических акций: формирование основ экологической культуры, сознания и мировоззрения дошкольников.
Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение к природе, эстетическую и практическую отзывчивость, привитие трудовых навыков. Алгоритм проведение акций:
 цель (каждая акция имеет свою цель);  задачи (выполняются общие и конкретные);  объект (на что направлено - птицы, деревья…);  участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);  этапы: 1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов); 2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности); 3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).
ВИДЫ АКЦИЙ:
Осень:
1. «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц); 2. «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц. В группе стоит ёмкость, куда дети и родители приносят корм для птиц. В «Панораме добрых дел» воспитатели отмечают благодарность активным семьям).
Зима:
1. «Ёлочка - зелёная иголочка» (в защиту ёлочки дети изготавливают плакаты, несут домой. По пути могут повесить в общественном месте. Заключительный этап может выйти в форму конкурса и выставки - «Ёлочка - зелёная иголочка»); 2. «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).
Весна:
1. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»
(22 марта - Международный день воды». Акция может начаться раньше, а закончиться праздником «Волшебница вода». Плакаты, экспериментальная деятельность - вожжа живительная сила).
2. «Любимый - чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем). 3. «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников. Можно разместить во дворе своего дома, на даче). 4. Весной начинает старт экологическая акция «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).
Лето:
1. «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками). 2. «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу, осторожное обращение с огнём в лесу. Пожар наносит неизгладимый вред природе, его жителям, людям).
Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!». «Давайте друзья, везде, где живём, Деревья посадим, сады разведём. Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица, И доверяли повсюду нам, Как самым лучшим своим друзьям!

просмотров