Русская народная кукла: мастер-класс по шитью национальной игрушки своими руками с пошаговыми фото и видео. Народные куклы обереги сделанные своими руками Тряпичная народная кукла своими руками

Русская народная кукла: мастер-класс по шитью национальной игрушки своими руками с пошаговыми фото и видео. Народные куклы обереги сделанные своими руками Тряпичная народная кукла своими руками


Есть особая кукла для уничтожения плесени в бочках с солёными огурцами - Акила-огуречник. Голова у него набита семенами горчицы и потому тяжелее тела. Плавает Акила в рассоле вниз головой, и горчица не даёт плесени расти.

Для Акилы нужны некрашеные ткани и нитки из натуральных волокон.

Барыня

Кукла Барыня относится к так называемым "свернутым" куклам, т. е. сделанным без шитья иголкой.

Для детей постарше изготавливали тряпичных кукол, которые называли «Барынями». Сначала делали туловище (без шитья иголкой), покрывали белой тканью и и перевязывали в трех местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички - это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали ей косынку (завязывали сзади)".

Берегиня, Столбушка

Берегиня семейного очага. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит, считалось, что обретая черты лица, такая кукла обретает самостоятельность и теряет свои магические и обережные свойства.

Кукла Берегиня имела особое значение.
Берегиня - от слова "беречь", "оберег". Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, выше головы людей, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом, охраняла семью от темных сил, ссор, болезней.

Несмотря на несложность технологии изготовления традиционных кукол, все они получаются разными, со своим характером, поэтому выбирать нужно из нескольких кукол, за какую "глаз зацепится", та что привлекла внимание, ту и брать, потому что она сама выбирает себе хозяина.

Душевный подарок-пожелание добра, радости, уюта, благополучия, счастья.


Берестушка


Это кукла-оберег с молитвой (наговором) в женском образе для дома. Хранится около окна или у двери за наличниками.

Берёзка

Береза - дерево, которому поклонялись и применяли во всякого рода обрядах, обеспечивающих счастливую жизнь. Для гадания делали куклу Березка из березового полешка, символ березы. Это куколка одного дня, по ней гадали. Утром делали, вечером - разбирали и оставляли на березе.

Делали куколку совместно несколько девушек, по ней гадали. Куколку красиво наряжали, украшали ветками березы, травой с соцветиями.

Бессонница

Это магическая колыбельная кукла.. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессоница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.

Куклу Бессонницу создавали из квадратных кусков тканинабивая ее успокаивающей травой.

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Благодать

Кукла Благодать- Благо Дающая делается в подарок на Рождество или на праздник Благовещения 7 апреля. Можно сделать и просто так, в знак БлагоДарности. Тогда Благодарность вернется к тебе с благой вестью. «Сначала Дай, потом Проси.»

Дариться со словами «Никогда не унывай и руки не опускай».

Кукла Благодать приносит в дом благую весть, благо и напоминает женщине ее основную задачу Давать Благо. Для этого у нее сделана большая мягкая грудь.

Силу женщина берет от неба, поэтому руки у нее подняты вверх и образуют воронку. Кажется что вот, сейчас… она закружится.

Кукла делается на рогатине из березы или рябины. Оба дерева обережные.

Куклу делали яркую, веселую, радостную.



Богач

Это пара Зерновушки родом из Московской области. Богач — обереговая кукла. При его создании думали о своем роде, предках и ставились определённую задачу: прибыль и достаток на будущий год, защита благополучия семьи и т.п.

Делали куклу накануне праздника урожая Осенины, праздника Рода и семьи, приуроченного ко дню равноденствия 22 сентября.


Божье око

Самая древняя обережная кукла наших предков. Божье око только косвенно связно с человеком, поэтому куклой его называют достаточно условно.
В своей основе Божье око имеет крест - очень древний символ. В данном случае он олицетворяет распространение обережных сил на всё пространство - на все четыре стороны. Это также и четыре стихии-помощницы: Огонь, Воздух, Вода, Земля. Количество разноцветных полос - это призываемые на помощь силы, а также - символическое обозначение поколений рода, хранящихся в памяти семьи. К примеру, если вы обладаете знанием, кем был ваш прапрадедушка, то на вашем домашнем Божьем оке может быть четыре цветные полосы.

Божье око помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

При сотворении Божьего Ока необходимо руководствоваться прежде всего своим желанием, т.к. человек интуитивно чувствует, в какой поддержке он нуждается и оберег через усиление определённого цвета дает ему это.

Белый - связан со светом, чистотой, истиной

Красный - огонь, солнце как небесный огонь, кровь (жизненная сила)

Зелёный - жизнь, природа.

Чёрный - земля

Золотой - солнце

Синий - цвет неба, воды.

Фиолетовый - цвет высших духовных способностей, просветления и разума.


Веничек благополучия

Куколка эта делалась в Рождественский Сочельник. Для ее изготовления нужно мочало (лыко), кусочки ткани, нитки, тесьма и разнообразная крупа (чем больше видов крупы, тем благополучнее будет грядущий год). Эту крупу на ночь высыпали в красном углу, считалось, что наутро она приобретет целительную силу. Утром крупу собирали в узелки (каждую по отдельности), их должно быть нечетное количество, и вешали на куклу.

Хранили Веничек благополучия вдали от глаз посторонних людей, и только хозяйка знала, где он стоит. Крупу в узелках берегли на крайний случай, если кто-то из домашних серьезно заболел, то эти зерна добавляли ему в еду. А поскольку это Веничек, то хозяйка могла им скрытно от всех “выметать” из дома все плохое.

Вепсская кукла Капустка , или Карельская рванка

Вепсы — небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с северорусскими.

Данная куколка принадлежит их древней культуре. Эта кукла интересна тем, что является и обережной, и игровой. Она делалась из старых маминых вещей и была небольшого размера - как раз под детскую ручку. Кукла предназначалась для отведения порчи и для игры, сопровождая ребенка так долго, пока не рвалась или не портилась.До рождения малыша, чтобы «согреть колыбельку», в нее клали эту куклу. А потом кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша, символизируя кормящую мать, у которой не иссякает молоко, оберегая от голода. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Но это не все амплуа куклы, образ был многогранным.

Не зря говорят, что в капусте детей находят. Так, девушки делали вепсскую куклу, когда понимали, что им пора выходить замуж, и выставляли на окно, чтобы парни знали, что пора свататься. Еще вепсская кукла олицетворяет собой образ замужней женщины, кормилицы. Ее большая грудь говорит о том, что она может прокормить всех.

Кукла - хороший талисман и оберег как для детей, так и для взрослых девушек, и замужних женщин. Ей уготована роль домашней Берегини, которая, пропитываясь энергией положительных событий и, существуя в эмоциональном поле семьи, придает уверенность, равновесие, чувство защищенности всему пространству дома.

Вербница, Пасхальная кукла

Кукла делается к празднику Светлое Христово Воскресенье, или Пасха.
Изготовление куклы приравнивается к росписи пасхальных яиц и такую куклу можно дарить на праздник.

Ветка вербы в кукле олицетворяет рост, умножение, плодородие. Именно поэтому детей слегка "стегали" вербовыми ветками, чтобы они быстрее росли. В Древней Руси люди глотали вербные почки, которые, по поверьям, избавляли от хвори и гнали всякую болезнь.
Кукла Вербница как бы освящала вербу, с ней дети ходили за веточками вербы перед Вербным воскресеньем.
Лицо и руки куклы делались из красной ткани, что олицетворяло Пасху и Возрождение.

Веснянка, Овсень малый или Авдотья-Весновка

В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день — 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта. Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени.

С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами.После принятия христианства этот праздник стал отмечаться, как день преподобной мученицы Евдокии, которая взяла на себя образ Весны (Весенницы)

Иногда ее делали в день весеннего равноденствия, когда, в соответствии с мифологическими воззрениями наших предков, открывались двери Ирия и на землю прилетали жаворонки - вестники возрождения и того, что всё пространство вокруг проснулось после зимнего оцепенения.

Именно тогда - в погожий весенний день - девушки выходили рукодельничать на улицу и делали веснянок - ярких кукол самых невероятных расцветок. Веснянки были оберегами юности, красоты, поэтому имели задорный, яркий жизнерадостный образ. Обязательным их атрибутом была длинная коса радужных оттенков, та самая коса, про которую в народе издавна говорили - девичья краса. Поэтому косу куклы непременно украшали лентами, бусинами, первыми цветами. Коса также была воплощением девичьего счастья и удачи.

Потом девушки обменивались куколками, чтобы ни одна из них не осталась без подарка, и желали друг дружке здоровья, красоты и радости.

По веснянкам могли гадать о предстоящем годе - всех кукол собирали в одно место, а девушки с закрытыми глазами брали первую попавшуюся - по цвету её платья и волос делали прогнозы своего будущего. Особенно счастливыми считались веснянки красного и зеленого цвета, потому что предвещали встречу с суженным, а также душевное и физическое процветание.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной



Девка-баба

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 образа - 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется. То есть кукла символизирует переход от девки к бабе, но и наоборот - от бабы к девке - это отсылает нас к мотиву рождения - баба рождает девку, которая сама станет продолжательницей рода. Недаром у наших предков только женщина, родившая девочку и передавшая ей накопленную мудрость, могла называться бабой, а если же рождались одни мальчики, то она до старости считалась молодухой.

Девка - это воплощение красоты, беззаботности, веселья, она открыта миру и дарит всем красоту и радость. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она отражает другое состояние, обращена к себе, к будущему ребенку, бережет лад и покой семьи.

Кукла служила детям подробным пояснением, чем отличается костюм девушки от одежды замужней женщины, так как не требовала тщательной проработки деталей, а несла самую общую характеристику: для девушки подходят яркие ткани, коса, ленты, а для замужней женщины - более темные тона, две косы, закрученные в прическу и закрытые платком (или даже двумя).

Каждый образ куколки выполнял собственную функцию. Если перевернуть куколку стороной «баба», то она будет помогать в домашних делах и
оберегать семью. А если вдруг усталость навалилась, и дни стали серее, то стоит только повернуть куколку стороной «девка» - и силы вернутся, и жизнь заискрится радужными цветами, а муж или любимый преподнесет приятный сюрприз.


Девкина забава

Такую куколку обычно мастерили девочки-отроковицы, у которых духовная жизнь переходила на качественно иной уровень, появлялись собственные недетские вопросы, мысли, проблемы. И далеко не всеми из них хотелось делиться с родными или подружками. Тогда девочка сама создавала себе собеседника - лоскутную куколку, которая внимательно выслушивала рассказы о горестях и радостях юной хозяйки. В разговоре с куклой девочка, по сути, беседовала сама с собой, училась самостоятельно находить решение вопросов.

Кукла помогала избавиться от чувства одиночества и становилась надежной сокровенной подружкой - всё слышащей и понимающей. Она пряталась обычно на печке или в сундучке. Хозяйка могла дарить этой простенькой в изготовлении куколке ленты и бусины, создавать украшения, таким образом, Девкина забава была первым шагом на пути к осознанию себя и своего места в мире, в продолжение работы над собой обычно создавалась кукла Желанница, которая помогала уже обрести контроль над своими мыслями, чувствами и желаниями.


День и Ночь

Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.

Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.

Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

Десятиручка

Многорукая продуцирующая кукла, то есть предназначенная для помощи девушкам, готовящим приданое, или молодым женщинам в их рукоделье: вязании, шитье, вышивании, ткачестве, чтобы они всё успевали, и всё у них ладилось, а в доме всегда был порядок и достаток.
Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда наступало время свадеб и рукодельных вечеров. Они могла изготавливаться подружками невесты или ею самой из лыка или старого материнского платья. В её изготовлении непременно использовались нитки обережного красного цвета, а на подол обязательно привязывались 9 красных ниточек или ленточек-бантов.

Кукла ярко наряжалась, ей даже могли «подарить подарочек» в виде бус на шею, чтобы неутомимая помощница стала ещё прилежнее.

В процессе изготовления, оборачивая нитками ручки куклы одна за другой, мастерица для себя мысленно определяла сферу помощи для каждой: «Вот эта поможет мне прясть, а эта - раскроить и сшить платье, а эта поможет сделать в срок причудливую вышивку на рубахе любимого…»

После изготовления кукла традиционно сжигалась, чтобы скорее материализовалась её помощь, но её могли также оставить в доме и поставить на видное место в том помещении, в котором девушка обычно работала.

Дидух

Дидух (еще его называют дидо, дидочок, сноп-рай, коляда, колидник) -это перевязанный особым образом, сноп из последнего или из лучшего снопа собранного урожая пшеницы, овса, ржи или льна, украшенный сухоцветиями или ленточками. Количество пучков (колосьев в пучке) должно быть кратно семи, поскольку Дидух символизирует семь колен рода.

Традиция ставить в доме Дидуха происходит еще с очень давних дохристианских времен.

Дидуха начинали плести после сбора урожая и хранили до Рождества. В Святой вечер хозяин дома торжественно заносил его в хату, приговаривая: «Дідух до хати - біда із хати». Дидуха ставили на солому на почетное место. Его присутствие привносило в семью праздничное настроение, уют и спокойствие.

Праздничный сноп находился в доме в течение недели, Затем солому из-под снопа сжигали. Часть Дидуха обмолачивали и одаривали зернами дорогих людей или добавляли к зернам предназначенным для посева, а образовавшейся соломой перевязывали фруктовые деревья, чтобы в следующем году хорошо плодоносили.

Соломенный оберег - Дидух, символхорошего урожая, мира и согласия в семье и достатка в доме, сталнепременным атрибутом народных ярмарок и начинает занимать достойноеместо среди украинских национальных традиций.

Желанница

Эта куколка, обшитая лентами, бусинками, пуговичками, наделялась силой исполнения желаний и была в деревне у каждой девушки. Сокровенная (обязательно скрывалась от мужских глаз) она пряталась в собственной плетеной коробочке, спрыснутой эфирными маслами. Хозяйка, доставая её оттуда, загадывала желание, пришивала на подол куколке бусинку или привязывала яркую ленту, затем подносила к зеркалу, приговаривая: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». И желание непременно исполнялось, а куколка возвращалась на место - в свою коробочку.

Выбор типа желанницы зависел от темперамента хозяйки и от исполняемых желаний. Желанница могла быть Поскакушкой - лёгкой и быстрой, исполняющей желания в ритме танца, делавшейся на крестовине из веток берёзы, рябины, вишни. Причем порода дерева тоже вносила свои корректировки. Береза придавала кукле целительские особенности. Она оказывала помощь в вопросах здоровья, заботы о близких, в семейных делах. Желанница на рябине - это боец. Её сферой влияния было отстаивание интересов, защита от негативного воздействия, зависти и злобы. Желанница на вишневых веточках - очень по-женски помогала сохранять очарование и привлекательность.

Второй тип желанницы - Крошечка-Хаврошечка - на берестяном или картонном цилиндре. Её конструкция позволяла сохранять внутри записочки с желаниями. Она нетороплива, но надежна, более основательна, хозяйственна и ответственна. К ней обращались с желаниями материального характера. Она помогала приумножить добро (как денежное, так и душевное).

Желанница - это гениальный по своей простоте и мудрости механизм работы с желаниями, основанный на принципе «отпускания». Такая куколка позволяла обладательнице максимально точно сформулировать просьбу, расставить приоритеты между важным и неважным, а затем - отпустить желание, не загоняя его внутрь себя, передать кукле, снимая с себя избыточное напряжение.

А самым лучшим временем для изготовления желанницы считался август. И делали такую куколку чаще всего один раз в жизни, бережно сохраняя потом свою верную помощницу и хранительницу секретов.

Желанница - мастерим своими руками

Женская суть

В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла.
Ставили ее в спальню на видное место. Задачей этого оберега было вернуть плодородие женщине.

Считалось, что кукла обладает способностью приманивать душу ребенка своей длинной косой. Кукла должна демонстрировать сытое, богатое житьё, должна быть нарядно одета. Ножки у неё очень тонкие, обязательно в обуви, ручки в рукавичках, тело — толстенькое (сытая девочка).

Обязательная часть в этой кукле (собственно, почему она и называется "женская суть") - это оставленная дырочка внизу. Из которой торчит наполнитель - мохнашка.На переднике вышита Рожаница - Лада, рождающая Лелю. Кроме того, использован знак Огневица, сжигающая женские болезни, Всеславец, символизирующий крепкую семью, символы Засеянного Поля, кресты Морены, символизирующие Переход ипостаси.

Зайчик-на-пальчик

У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Крутили их из старой одежды, ношенной отцом или матерью. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались и в трудные моменты жизни, разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали.

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

Вот такой этот зайчик, совсем непростой.

Здоровье

Целительская кукла. Её компетенция - помочь человеку справиться с болезнью. Преуспевая в этом, она даже может взять болезнь на себя. Причем целительский механизм куклы обычно включается при помощи добрых мыслей и слов, с которыми любящий человек изготовит для больного эту куклу.

Она делается чаще всего из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и, забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться.

Эта кукла максимально упрощена по технике изготовления и ничем не украшается. Для неё характерна длинная коса. Для обмотки всей куклы используется одна нитка, которая нигде не режется и не рвется, обережного красного цвета. На груди у куклы с помощью такой нитки нанесен обережный крест - знак исцеления и защиты.

Она не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается. Можно зажечь свечу и читать молитвы или заговоры. Захворавшему ребёнку кукла кладётся в кроватку, он может с ней играть, а как только хворь уйдёт, кукла сжигается. Заплетая косу у куклы надо приговаривать: "На здоровье, на здоровье". По окончании изготовления и при передаче больному надо тоже обязательно повторить: "На здоровье"

Каша


Кукла Каша это образ девочки семи лет. В семь лет девочка начинала варить кашу для всей семьи. В помощницы ей делали куклу в виде мешочка. Эта кукла была меркой.
Крупу сыпали по ножки, по пояс наливали воду по шейку - получалась каша.


Чем же Каша может помочь нам?

Конечно же организовать готовку. У куклы можно спрашивать что приготовить на ужин, как мне организовать недельное меню, попросить помочь приготовить праздничный обед для гостей.

Кукла делается из льняной ткани. Высота куклы с кастрюльку, где кашу варят. Кукла наполняется крупой.

Значение круп:

рис - богатство,

гречка, перловка - сытость,

овес - сила.

Коза


Эта куколка является календарной - её мастерили в канун нового солнечного года - после зимнего солнцестояния, закладывая в неё в неё образ счастливого будущего года.


Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, ряжения, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.

Козу обычно изображал кто-то из парней. На него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали любую шапку к которой прикрепляли рога из соломы. Парень-"коза" садился верхом на дугу - так его и возили колядовщики из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела.

Коза обязательно приносила своим владельцам счастливые перемены, радость, процветание, силу духа, ведь она была символом только что народившегося солнышка.

В ее основе - деревянная крестовина, а морда, рога, борода - из лыка или соломы.
Одета была Коза в специальное яркое платье, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подковы в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зернами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание необходимости жениться.

Колокольчик

Это кукла добрых вестей. Её родина - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. В старину считали, что звон колокола оберегает людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик ассоциировался с маленьким солнышком, потому что имеет куполообразную форму, и сверху напоминает солнце. И внутри куколки действительно есть самый настоящий звенящий колокольчик.

Колокольчик - веселая, задорная куколка, её задача - приносить в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Куколку обычно вешали рядом с дверью, и входящий задевал её, раздавался обережный звон. А сама куколка являлась родоначальником звонка, недаром даже сейчас сохраняется традиция вешать у двери колокольчики.

Куколке непременно делали три юбки. И это неспроста, не только богатство и довольство подчеркивалось этим излишеством. Дело в том, что счастье тоже складывается из трех частей. Предки верили, что человек состоит из трех частей - души (нашего внутреннего «я», которое мыслит и чувствует), духа (некоторой божественной силы, присутствующей в каждом человеке) и тела (физической оболочки). В связи с этим счастье - это гармония всех трёх частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Коляда

Календарная зимняя кукла, создание которой приурочивается к зимнему солнцестоянию - 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям, совпадающие с разгулом злых духов. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие жгли костры, пели и плясали вокруг них. Далее начинались колядки.

Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. В других районах её оставляли до следующего года, чтобы она хранила лад и солнечную атмосферу в семье. Так как верили, что с ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.

Кукла антропоморфна, в мешочках, подвешенных к поясу, находятся зерно и соль (те самые хлеб-соль, которыми традиционно встречают гостей). За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

Кострома

Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний.

Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Церковники жестоко преследовали подобные празднества. Но несмотря на все запреты церкви, праздники в честь подобных славянских божеств справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области.

Крестец

На первый взгляд крестец совершенно не похож на куклу, но каких то 100 лет назад кукла Крестец использовалась в играх вместо кукол мужчин. Игры назывались как и сейчас "Дочки-матери". Кроме того, кукла Крестец имела ярко выраженное значение. Крестец делали и деревенские парни. Куклу делали в конце декабря, во время Святок. По поверьям, именно на Святочной недели высвобождались бесовские силы. Самым надёжным способом очищения считалось купание в прорубе в Крещение (19-ого января).

По верованием, вода в этот день становилась святой или священной. Люди верили, что при купании в освещенном источнике нечистая сила покидает тело человека. Чтобы злобные и коварные бесовские силы снова не овладели человеком, люди делали куклу Крестец. Она была "заместителем" человека. Крестец ставили в сугробы возле проруби. Для того что бы привлечь внимание злых сил крест украшали яркими пёстрыми ленточками и тряпочками. Так как в зимних купаниях в основном участвовали молодые здоровые парни, кукла Крестец стала символизировать мужчину.

Крупеничка

Простая на внешний вид куколка - крупеничка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл, являясь оберегом на сытость и достаток в семье. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном (которое символизировало сбереженные силы кормилицы-земли), желательно гречей, пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.

Кукла делалась из мешковины - небольшой мешочек наполнялся зерном и обряжался, на дно мешочка могли положить монетку. Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая, её бережно ставили в красном углу. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда, потому что в трудное время брали зерно из куколки. Служила она год, после уборочной страды её вновь наполняли отборным зерном.

Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…
И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.


Значения круп в крупеничке:

гречиха сытость и богатство,

рис (самое дорогое зерно) − на праздник,

перловка − на сытость, овес − на силу.

Крупеничка - мастерим своими руками

Кубышка-травница

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.

Сфера влияния кубышки-травницы - ограждение от болезней, она должна бдительно следить за физическим здоровьем всех членов семьи. Это защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. От уютной кругленькой и мягкой куколки исходит какая-то особая теплота и домашняя атмосфера, как от доброй хозяйки. Она и впрямь создает приятную и комфортную атмосферу в доме.

Её толстая круглая юбка и узелки в руках набиты целебными душистыми травами. Наши предки считали, что аромат травы отгоняет дух болезни, для этого куколку надо помять в руках. Если в доме кто-то заболевает - ее ставили в изголовье кровати больного, если был болен ребенок, то ему делали такую травницу для игры или подвешивали над колыбелью.

При первом внесении Куклы в дом семьи, где она будет находиться, её непременно давали в руки всем домочадцам, которые вдыхали аромат сухих трав, старались угадать, чем наполнена кубышка, просили уберечь дом от болезней.

Куколку можно поставить в платяной шкаф, тогда её запах будет выполнять ещё одну защитную функцию.

Травница может долго радовать запахом трав и красивым нарядом, потому что срок действия куклы - 2 года.

Куватки (кувадки)

Куколки, сопровождающие ребенка с самого его рождения. Примерно за две недели до родов женщина делала из разноцветных лоскуточков куклу-скрутку и укладывала её в колыбельку, чтобы таким образом «согреть» пространство, подготовить его к появлению нового человека. Когда малыш рождался, отец ребенка, чтобы отвлечь и обмануть злых духов, которые могли навредить роженице и младенцу, совершал обряд - «куваду» - имитируя процесс родов.
Яркие куколки-куватки развешивались на стенах, так как в соответствии с поверьями рассерженные обманом духи обрушали свое негодование на первое, что попадалось им на пути. Таким оберегом и должны были оказаться куватки. После этого куколки сжигались. И делались новые, которые вешались над люлькой младенца, выполняя всю ту же обережную функцию, отвлекая недобрые взгляды.
Куватки были первыми развивающими игрушками и погремушками, они нанизывались целыми гроздями вперемешку с яркими бусинами и лоскутками, так малыш получал первые уроки по разнообразию форм, цветов и фактур.

Позднее, когда древние обряды забылись, но сохранилось мифологическое восприятие мира, наполненного добрыми и злыми духами, образ куватки трансформировался в образ ангелочка, сохранив своё обережное значение - красочным лоскутным куколкам все так же поручалось охранять младенца от враждебных сил.

Кузьма и Демьян

Куклы о которых рассказывала Агаева Ирина Владимировна

Заведующая отделом научно-методической и просветительной работы объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей», народный мастер России.

Кузьма и Демьян — покровители семейного очага и ремесел

В центральных губерниях России бытовали традиционные тряпичные куклы Кузьма и Демьян. Именины Кузьмы и Демьяна празднуются 14 ноября и называются осенние кузьминки. После уборки урожая в деревнях наступало время отдыха и свадеб.

Святые Косма и Дамиан — асийские братья, родом из Малой Азии. Их мать Феодотия воспитала детей в христианской вере. Хорошо образованные, искусные врачи, они исцеляли душевные и телесные муки людей, лечили животных, причем бесплатно, за что их и называли бессребрениками.

Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супруж

Куклы с давних времен имеют свое место в жизни русского народа. Изначально куклы использовались как талисманы и обереги. Первые куклы на Руси делали из дерева, соломы, а после - из тряпок. Изготовление тряпичных кукол для родного человека (мужа, ребенка, сестры, брата, отца и матери) считалось самой большой защитой от болезней, злых духов. Тряпичную куклу давали путнику, чтобы он прошел свой путь с легкостью и вернулся скорее домой с хорошими вестями.

Тряпичная кукла своими руками по древним традициям

Сегодня мы рассмотрим мастер-класс «Русская тряпичная кукла своими руками» с выкройками. В результате у нас получится народный очистительный талисман. Эта кукла была хранительницей хороших взаимоотношений в доме. Использовалась как веник: ею выметали все плохие эмоции из дома. Такую куколку хорошо хранить у себя дома, чтобы в подходящий момент ее поднести к поссорившимся людям. Ведь, кроме доставления хороших эмоций, эта куколка, может еще и служить забавной игрушкой для ребенка.

Итак, материалы для изготовления поделки:

  • куски ткани для юбки (размером 40 x 18 см);
  • вата;
  • полоска ткани цветной (размером 3x20);
  • косынка (размер 33x13см);
  • хлопчатобумажная ткань белого цвета (размером 22X20);
  • два ярко-красных квадрата (размером 8x8);
  • красные нитки;
  • лоскуты из грубой ткани (16x36- для тела, 30x15-для ног, 24x12-для рук).

В середину хлопчатобумажной ткани положить ватный шарик и сформировать голову куклы.

Куски ткани для ног и рук согнуть по длине 2 см. и скрутить в трубки. Концы обмотать красной ниткой.

Скрепить с головой руки, обматывая красную нить крестиком

Ноги сформировать в ткани и также обмотать ниткой

Сформировать и привязать грудь куклы.

Сделать рубашку следующим образом: сложить квадратный лоскут ткани пополам, отрезать квадрат от каждого края размером 4x4 см., затем сделать надрез по диагонали от угла квадрата. Прорезать в центре отверстие для головы.

Надеть рубашку на куклу, подогнуть рукава и обмотать красной ниткой.

Подогнуть рубашку и, начиная с головы, крестообразно, обвязать ниткой.

Собрать ткань для юбки вокруг туловища куклы и обмотать ее красной ниткой. Одеть косынку.

Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых. Н.Д. Бартрам, один из самых трепетных исследователей народной игрушки, отмечал, что куклы были частью обыденной жизни как детей, так и взрослых.

Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

Все виды народной игрушки заслуживают внимания и восхищения: их условность, схематичность не от бедности, а от богатства фантазии. Бесконечно долго можно всматриваться в образы, созданные мастерами - ремесленниками, удивляясь их изобретательности, гадая о смыслах и сожалея о потерянных навсегда экземплярах. Современники не придают особого значения своему быту. Никто в наши дни не озадачивается записать, что означает, например, орнамент на кухонном полотенце из Икеи. И потомкам остается по крупицам собирать информацию и строить гипотезы.

Перед всеми любителями старинных традиций стоит вопрос достоверности знания о них. Во-первых, традициям свойственно изменяться, так как обстоятельства, которым они адекватны, меняются. Во-вторых, устная передача искажает информацию, она легко теряется. Кукла не самый долговечный предмет. Более того, сама по себе кукла, без сопровождения игры или обряда - нема. Она не может рассказать о характере манипуляций, которые с ней выполняли. В результате сейчас мы располагаем сравнительно поздним материалом о народной игрушке. В основном, конец 19 - 20 вв. Историки, этнографы, мастерицы-кукольницы проделали большую работу по сбору этой информации у редких уже к тому времени носителей. Несколько известных и уважаемых мастеров демонстрируют прекрасные примеры реконструкции кукольных образов.

Тряпичные куклы

Выбор материала для игрушек зачастую был обусловлен бытовыми условиями мастера. В местах распространения гончарных промыслов популярны были глиняные свистульки, мастер - плотник в свободное время мог выстругать лошадку для сына, а особенно удачные варианты привезти на ярмарку. Тряпичные куклы были уделом женщин. Это самые безопасные и любимые куколки для малышей, это любимое занятие для юных мастериц, а для взрослых куклы были важными участниками ритуалов, которыми была насыщена жизнь в прошлом.

Каждая кукла имела свое предназначение. Она могла быть утешением, поучением, лекарством, развлечением. Кукла не являлась "интерьерным решением", красота была вторичной по сравнению с содержанием. Даже л ица долгое время у кукол не было. С одной стороны так их защищали от проникновения нечистой силы, в которую верили наши предки. Но с другой стороны, это еще раз подчеркивает, что важным была не внешность, а смысловая нагрузка. Только позже в дань городской моде стали рисовать углем или вышивать личико. Но у такой куклы настроение всегда одинаковое, а куколка без лица всегда разнообразна, лицо ей рисует фантазия хозяина.

Мастерица делала куклу так, как ее научила мама и бабушка. Ткань рвала, сворачивала и перевязывала красной нитью особым узлом или крестом. Сто лет назад мастерице бы не пришло в голову сделать куклу из дорогого и нового материала. На куклы шли старые ношеные тряпочки, самыми доступными материалами были лыко, лен, береста, трава, ветки и т.д.

Тряпичные куклы передавали по наследству, иногда в сундуках с приданым для дочери их собиралось больше сотни. К сожалению, большинство этих сундуков не дошло до наших дней. Сколько разнообразных образов могли бы мы в них найти, свидетельств бытовой и духовной жизни наших предков! Ведь в каждом регионе были свои особенности, традиции, которые в том числе отражались и в игрушках.

Например, известная куколка «Неразлучники»: в одном регионе она выполнялась обязательно из одного кусочка материала и обвязывалась единой нитью. Тем самым подчеркивалась неразрывная связь молодоженов, их цельность и единство. В другом регионе куклы делали из трех одинаковых кусочков ткани, как бы говоря, что супруги равны, объединены общей рукой - совместной деятельностью, и должны теперь дружно идти в одну сторону.

На мой взгляд, в работе с тряпичной куклой необходимо различать реконструкцию и современное осмысление ее роли. Многие смыслы недоступны и не актуальны для современного человека. В то же время визуальный образ или дошедшая до наших дней история-притча могут формировать новый смысл, или дополнять старый.

Традиции и современность

С появлением новых материалов, промышленного производства, с переменами в образе жизни людей - изменились и куклы, и их значение в нашей жизни. Игрушка стала привилегией детства. Казалось, что тряпичные самодельные куклы совсем ушли из нашей жизни, оставив о себе память только в музеях. Но в начале 21 века мы неожиданно встречаемся с ними вновь. Все больше современных мастериц обращаются к теме русской тряпичной куклы, педагоги включают ее в развивающие занятия с детьми, на прилавках магазинов появляются авторские экземпляры.

Но у современного человека при виде тряпичной куклы возникает вопрос: а как быть с ее прошлым, которое корнями тянется аж в языческие времена? с ритуалами и обрядами, в ходе которых рождался ее образ? с нечистой силой в конце концов, от которой оберегали куклу?

Ответов может быть много. От полного отрицания до полного принятия образа жизни прошлых столетий.

Мы предлагаем взглянуть на традиционную куклу по-новому. Веками создаваемые кукольные образы - это бесценное сокровище, пример житейской психологии и мудрости. Куклы - это прекрасные спутники для детей и взрослых - многому можно научиться, узнать и понять с их помощью. Важно только не копировать отношение к ним наших предков, а самостоятельно открывать их смыслы для себя. На основании визуального образа и той истории, что дошла до нас, мы формулируем свой запрос к кукле. Мне кажется важным включить интуицию и задуматься, что актуально именно для нас.

Я абсолютно уверена в том, что традиция может и должна развиваться. Старые тряпочки и небрежность выполнения - это для дома и для любителей такого формата. Современные понятия красоты и эстетики требуют аккуратности и новых материалов. При этом должна остаться свойственная кукле простота и условность, а главное, наличие внутренних смыслов, которые в наши дни тоже постепенно меняются.

У многих народов существует пословица: мой дом - моя крепость. Дом - это место, где тепло и уютно, где человек отдыхает после труда и забот, и, конечно, оно должно быть безопасно и надежно. Желание защитить и украсить свой дом было и у наших предков. У самого входа гостей встречала кукла "Берегиня", сделанная заботливыми руками хозяйки. Люди верили, что человек в плохом настроении не сможет перешагнуть порог дома, который бережет эта куколка. А может быть, настроение гостей просто сразу улучшалось при виде такой барышни, и хорошим людям хотелось возвращаться в красивый и уютный дом.

По названию куколки можно догадаться о ее предназначении. Набита она целебной и душистой травой. Считалось, что запах травы отгоняет болезни, куколку мяли для очищения воздуха и заваривали из нее траву, для лечения. Родители оставляли ее у изголовья ребенка на ночь, чтобы сон был крепкий и спокойный. Да и для пожилого человека - это находка.

А если заболит у ребенка животик, то куколка, подогретая на печке (или батарее:-)) - не только успокоит и согреет, но и повеселит. Такая кукла может служить прекрасным подарком и сувениром, чудесно вписывается в любой домашний интерьер. Куколка наполнена душистыми собственноручно собранными травами - душицей, мятой, чабрецом, мелисой, черной смородиной.

Игровая кукла - это не просто игрушка для забавы. Проигрывая со сверстниками житейские ситуации, придумывая свои правила и сюжеты, ребенок таким образом входит во взрослый мир и находит в нем свое место. Бородатый мужичок в яркой рубашке может оказаться охотником с ружьем, главой семейства с деревянной ложкой или работником с топором. А может быть этот кукла станет памятным сувениром для взрослого, символом домовитого и крепкого хозяина.

Крепкая, увесистая кукла, набита шерстью, зерном, с медными монетками в руках - образ благополучия. Такая кукла нужна и дома, и на работе. Нам же всем хочется, чтобы из того, что мы делаем - получалось благо. Может, кукла напоминает нам: делай добро, и оно к тебе вернется...

Образ тульской куклы Барыня очень близок любой русской женщине. Все у нее под контролем, со всем управляется, при этом не теряет жизнерадостности и чувства юмора. Одежда у нее богатая, руки в хозяйской позе. Ее еще называют Барыня-Ладушка - потому что при такой хозяйке все ухожены, никто не забыт - мир и лад в доме.

Народная кукла - это кукла, придуманная мастерами из народа. И это не всегда мастера прошлого. В наши дни тряпичная кукла продолжает жить и рождаться. Так появился маленький Домовенок, дружок Куколки на счастье. Любимый детский мультик делает этот образ узнаваемым и очень родным. Такого очень хочется поселить у себя дома, чтобы быть уверенным, что за вами обязательно присмотрят.

Образ энергичной и жизнерадостной женщины, благополучной старости, уважаемого труда. Бабушка все время при деле - и шьет, и вяжет, и внуков нянчит, и кашу варит. Ей можно придать любой вид, дать в руки любое дело. Все спорится в добрых и умелых руках. А можно рядышком посадить дедушку - вдвойне веселее станет.

Богач - это приятель куклы Крупенички. Также как и она, набивается крупой и зерном. В руках у него мешочек с добром. Это символ крепкого хозяина - на такого всегда можно положиться. Но как и Крупеничка, он напоминает нам, что все хорошо в меру. Достаток - это когда есть столько, сколько нужно.

Колокольчик - куколка-символ добрых вестей в дом. Живет такая куколка над входной дверью и приглашает в дом радость и приятные события.
Про то, что звон колокола имеет чудодейственное значение говорили издавна. Ведь и правда мелодичный перезвон создает хорошее, даже праздничное настроение.
Мы надеемся, что наши яркие колокольчики Вас тоже порадуют.

Среди свадебных куколок свое законное место занимают куклы, изображающие жениха с невестой, семейную пару. У этой пары одна общая рука на двоих - образ того, что по жизни два человека пойдут теперь рука об руку.

Делали их на свадьбу для жениха с невестой, чтобы молодые люди поняли, что теперь они друг без дружки никуда, теперь всегда вместе.

Такая кукла важна не только для молодой романтичной пары, часто вспомнить о том, что любящие должны смотреть не друг на друга, а в одну сторону, нужно уже опытным семьянинам.

Маленькая хозяюшка. Ее можно подарить дочке в придачу к фартуку. Раньше мама шила дочке фартук в знак того, что девочка уже настоящая помощница, справляется с домашними делами и поручениями. Очень трогательная и незаслуженно забытая традиция. С куколкой Домовушкой можно и убираться и готовить. Не зря говорят, что дом - это когда пахнет супом...
Домовитость - звучит как-то гордо и приятно.

Название кукле дает крупа, которой она плотно набита. Традиционно этой крупой была гречиха. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. Так новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. После сбора нового урожая куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой. Куколка делалась с пожеланием достатка в семье. Чтобы денег, добра, детей, забот, любви было не больше и не меньше, чем нужно. Достаточно.

Среди свадебных куколок свое законное место занимают куклы, изображающие жениха с невестой, семейную пару. У них может быть одна общая рука на двоих - символ того, что по жизни два человека пойдут теперь рука об руку.
Или это маленькие куколки, выглядывающие из пары лаптей: муж и жена - два сапога (ну или лаптя) пара.
Делали их на свадьбу для того, чтобы молодые люди поняли, что теперь они друг без дружки никуда, теперь всегда вместе. Но иногда такой образ бывает очень актуальным и для опытных семейных пар. Как бывает полезно вспомнить, что муж и жена по-прежнему единое целое.

Куклу Десятиручку дарили на свадьбу невесте или молодой хозяйке с пожеланием, чтобы женщина успевала справляться с многочисленными делами по дому и в рукоделии: ткачестве, шитье, вышивке, вязании. За последние столетия женские обязанности изменились, но количество их не уменьшилось. Образ многорукой куклы по-прежнему актуален, он напоминает, что не стоит постоянно откладывать все дела на потом. Мы можем со всем справиться.

Традиционные куколки "кувадки" сопровождали младенца с первых дней его жизни. Их клали или вешали в люльку, чтобы развлекать ребеночка и отгонять нечистую силу.
Слово «кувада» обозначает древний обряд, связанный с таинством рождения ребёнка. Наши предки видели в родовых муках вмешательство злобных сил, терзающих беззащитных младенца и роженицу. Поэтому мужчина, отец ребенка принимал активное участие в отпугивании нечистой силы, совершая обрядовые действия.
Рожала женщина в бане, а в предбаннике в это время мужчина сидел на лукошке с яйцами и делал вид, что их высиживает. Тем самым "брал удар на себя".
После рождения младенца женщина и повитухи омывались в проруби. И только после этого ребеночка клали в колыбель, над которой были развешаны куколки-кувадки, с которыми малыш мог играть и забавляться.

Возможно выполнение куколок в виде птичек или в виде традиционных кувадок. Это и модуль для ребенка, и аксессуар для дома.

Масленица - это уникальный по своей распространенности праздник. У каждого народа время между зимой и весной отмечается как начало нового цикла жизни. Языческая традиция не утратила своей актуальности ни с приходом христианства, ни в современное время. Одним из главных обрядов этого праздника является сожжение чучела Масленицы, как символа избавления от всего старого, обветшалого, ненужного и освобождения места для молодого и нового.

Но, оказывается, у большой Масленицы была младшая сестра - домашняя Масленица. Ей хозяева рассказывали о своих планах на год и давали наказ, чтобы кукла помогла им осуществиться. Стояла куколка в самом видном месте и постоянно напоминала о том, что предстоит сделать.
Через год уставшей от своих обязанностей куколке устраивали почетные проводы - ее сжигали вместе с большим чучелом. А на смену ей приходила новая Масленица.


На Руси языческие и христианские праздники часто совпадали по времени, переплетаясь и дополняя друг друга. Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименное языческое божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. А праздник Коляды справляют с 25 декабря по 6 января.
Это время (по старому стилю) христианство называет святками. Дни эти выделяются из всего календарного года большой насыщенностью магическими обрядами, приметами и обычаями. Люди верили, что в такие дни проходит граница между старым и новым хозяйственным годом, а еще приоткрываются двери в потусторонний мир и многое становится возможным.
Люди стремились использовать такие возможности с выгодой для себя и обеспечить себе благополучие на весь год. Одним из обрядов был обход дворов с праздничными поздравлениями. Рождественские колядки проходили с участием куклы Коляда.
Эта кукла символ солнца и добрых отношений в семье. Куклу делали из спила березы, коры или бумаги. В мешочках соль и хлеб - чтобы стол был всегда полон и семья не испытывала ни в чем нужды. За поясом веник, им она отгоняет нечистую силу. Коляда жила в доме год.
Считалось, что она приносит счастье, мир и согласие семье. Через год Коляду сжигали и делали новую.

Перед свадьбой куклу делала невеста, используя навыки вышивки, ткачества, плетения поясов и кружева. По одежде этой куклы судили о мастерстве будущей жены. Кукла выставлялась на поднос со свадебным караваем, который пекла мать невесты. На подносе создавалась целая композиция: в центре каравая ставилась кукла «Красота», поднос украшался пшеничными колосьями и предметами рукоделия, изготовленными невестой. Отведав пышного каравая и оценив умение мастерицы, гости оставляли на подносе деньги и подарки для молодых. После свадьбы кукла бережно сохранялась

Кукла-перевертыш была распространена в крестьянских семьях центральных и северо-западных губерний России. У этой непростой куклы два лица - одно молодой незамужней девушки, другое - взрослой степенной женщины с ребенком. Переворачивая куклу, видишь переход из одного состояния женщины в другое. Можно наглядно увидеть, как меняется костюм, настроение и роль женщины. Кукла помогала женщине осознать и принять изменения в жизни.

Куколка для девушки, мечтающей о замужестве. И не просто о замужестве, а непременно об удачном. Рук в таком браке не нужно - муж на руках носит, а 7 нарядов на кукле - это тоже неспроста! На каждый воротничок девушка загадывает качество будущего мужа - чтоб заботливый был, красивый, с чувством юмора...
И сама невеста с длинной, богатой косой - загляденье и радость для любого жениха.
А через много лет брака - посмотрит жена на свою куколку и сравнит желаемое и действительное...

А если серьезно, если девушка верит в благополучный брак и счастливую семью, если она с радостью и надеждой смотрит в будущее - она не будет создавать себе препятствий для осуществления своей мечты.

Куколка-помощница из сказки про Василису. Подаренная матушкой, куколка сопровождала девочку во всех ее приключениях и сложностях, помогая, подсказывая и направляя. Очень нежная кукла, с ней приятно играть, поверять ей секреты и легко наряжать.

Кукла - образ материнства, заботы и нежности. Такую куколку дарили невестам и уже замужним женщинам с пожеланием счастливого и легкого материнства. Ребеночек уютно устроился у мамы под крылышком. Настало время забот и хлопот. Но ведь они приятные...

Для того, чтобы быть счастливым, нужно сначала понять, что тебе для этого нужно. Загадывая желание, вы создаете в своем воображении подробную картинку, к которой постепенно стараетесь приблизиться. Желанница - была самой любимой девичьей куклой. Ей рассказывали свои мечты, дарили бусинки, ленточки, украшали и советовались. Кукла помогала девушке понять свои желания, и они, конечно, сбывались.

Кукла "Успешница" - образ деятеля, у которого работа спорится, все к сроку готово. Это символ человека, который достигает желаемого и в работе, и в жизни. Ладная, нарядная кукла твердо стоит на ногах. Сумка через плечо - это дела, которые по силам, в удовольствие и в радость.

Символ новой жизни, весны, женской силы. В Тульской губернии в марте женщины проводили обряд закликания весны. В ярких нарядах они звали птиц поскорее вернуться домой, чтобы начался новый плодородный год. Кукла как бы говорит нам:"Все в ваших руках. Захотите - и наступит Весна".

Брошка "На выхвалку"

Вы никогда не задумывались, о чем говорят украшения? О статусе, о вкусе, о том, что человек хочет защитить себя от лишнего чужого внимания - пусть лучше смотрят на яркие побрякушки, а не на меня. Но в наш век новых материалов, среднего достатка и желания себя выразить у бижутерии появилась еще одна любопытная функция.

Современные дамы используют аксессуары, чтобы рассказать о себе: сережки - пирожные, кулон - ключик, браслет из черепов… Так и хочется разгадать этот ребус. Я, конечно, не смогла удержаться, чтобы не принять участие в этом творческом процессе. Предлагаю коллекцию аксессуаров по мотивам народной куклы с авторским толкованием…)) Возможно, у Вас родятся свои ассоциации…

Брошка "На выхвалку" - куколку раньше выставляли в окошко, чтобы проходящие мимо знали, что в этом доме живет будущая невеста, могли оценить умения и вкус девушки. Сейчас далеко не все живут на первом этаже, а значит количество зрителей резко сокращается. Альтернатива - это брошка, которую можно носить на груди, привлекая внимание к себе тогда, когда этого хочется.

Эта кукла - воплощение материнской любви и заботы о каждом члене семьи. Сама кукла символизирует единство мужского и женского начала. В основе ее - скрутка, плотный столбик из ткани, бересты или бревнышка. Наряжена она как замужняя женщина, а к поясу привязываются шесть маленьких деток. Получается СемьЯ - семь таких же, как Я, и каждому нужна любовь и забота остальных.
Эту куклу делали как символ счастливого материнства и берегли от чужих глаз.

Беременность - куколка, которая делалась для женщины, ожидающей своего первенца. Ребеночек лежит завернутый в бересту и перевязанный маминым пояском, как пуповиной. С помощью куколки женщина готовилась к материнству, к переменам в своей жизни.
Цвета костюма спокойные, не вызывающие, но обязательно присутствует красный, как символизирующий здоровье и силу.

Кукла, символизирующая женскую суть. Ее делали для женщины, которая хотела иметь детей. Считалось, что она зазывает детские души в дом. Нарядная и необыкновенная кукла. Ее шила родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка.
Стояла она на самом видном месте, а после того, как она выполняла свою задачу, ее отправляли играть с ребенком.

Озорная маленькая куколка была найдена на раскопках древнего города Ржева в слое 10 века. Изготовлена изо льна. Главное в этой куколке − это волосы, в них сила и красота женщины. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой. Она напоминает женщине о скрытой в ней энергии и силе.

C давних пор женщины использовали разнообразные украшения, чтобы выглядеть красиво. Большой популярностью пользовались маленькие куколки, выполнявшие роль талисмана, которые носили на шее. Это и первая игрушка для ребенка, который еще большую часть времени проводит на маминой груди, и символ женской красоты и здоровья.
Когда же ребенок подрастал и впервые выходил гулять самостоятельно, то куколку надевали ему на шею и приговаривали: "Иди гуляй, а куколка за тобой присмотрит". Так ребенок привыкал к самостоятельности.
Название и родину кукле дал финно-угорский народ «вепсы», до сих пор проживающий в северных областях центральной России.

Куколка изображает кормилицу, ведущую малыша, - отсюда и название ведучка (ведущая в жизнь). Она соединена с ребенком общей рукой, т.е. всегда рядом, всегда готова помочь и научить. Это символ родительской любви и заботы о малыше и напоминание, что еще немного и он уже пойдет по дороге самостоятельно.

О коне сложено множество пословиц и поговорок: "Без коня казак кругом сирота", "Сам не съешь, а коня накорми!" и другие. Ни один богатырь на Руси не обходился без коня! Конь - это и защитник, и помощник, и друг. Лыковый Солнечный Конь - символ добра и счастья в доме!

Этот куклак, символ поворота в жизни, назван так в честь св. Спиридона Тримифунтского, день памяти которого приходится на день зимнего солнцестояния, после чего начинают прибывать дни, солнце поворачивает на лето. От Спиридона солнце на лето, зима на мороз. После Спиридона, хоть на воробьиный скок, да прибудет денек. В руках у куклака колесо - символ солнца. Если вы готовы к повороту в своей жизни, к добрым и радостным переменам - этот куклак ваш.)

Маленький зайка, который одевается на палец ребенку. Согретый теплом детской ручки, этот уютный персонаж становится другом и собеседником малыша. А кроме того, развивает детское воображение, так как его безликость позволяет фантазии ребенка дорисовывать выражение его мордочки.

Для уже взрослых товарищей зайчик становится брошкой, которая всегда будет рядом.

Вот оно - новое семейное древо! Свадебная куколка помещалась в центр свадебного каравая и после хранилась супругами всю жизнь. Ногами на земле, головой на седьмом небе! счастье-счастье!!

Эта нарядная модница относится к игровым куклам. Шила ее сама девочка или мама для дочки не только для забавы. С ее помощью девочка училась шить наряды, расчесывать и укладывать волосы. С ней она играла в дочки - матери и другие любимые уже много веков детские игры.

Каждой маме хорошо знакомы бессонные ночи, когда ребеночек без особых причин плачет и капризничает. Народный рецепт хорошего сна - куколка "Бессонница", набитая успокаивающими травками и волшебные слова: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй этой куклой». Возрастных ограничений у куклы нет.

Кукла-платочек, кукла-подружка, которой можно все рассказать, все доверить. Ее платье обладает высокой впитываемостью слез, что пригождается не только детям, но и взрослым. Очень бывает полезно поплакать и облегчить душу.

Пеленашка - образ новорожденного ребеночка. Говорят, такую куколку дарили невесте на свадьбу, чтобы проснулся у нее материнский инстинкт и все получилось. После того, как получилось - куколку давали малышу. Она представляет собой плотную скруточку ткани. Ее легко зажать в кулачок, заманчиво пожевать и почесать режущиеся зубки, это связующее звено между мамой и ребенком, мамин запах помогает создать эффект присутствия пока мама готовит на кухне.

Эта детская куколка сделана по мотивам северной куклы "Берегиня." Северные народы в отсутствии солнца тяготеют к ярким краскам. И такую идею невозможно не использовать в игре с детьми. Материалы к этой кукле подобраны разные по тактильным ощущениям.

Детям смотреть интересно, трогать разнообразно, и связь поколений чувствуется.

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила...
Думаю, Вы знаете, как дальше:-)

Очень нужный и милый набор для мам и маленьких девочек. Вепсская куколка на шейку для мамы и Куколка для сна малышу. У каждого своя, но они часть единого целого, сделанные из одного материала.
Лен - прекрасный антисептический материал, его легко нагреть и приложить к больному месту. С игрушкой не так грустно болеть и совсем не одиноко спать.
Мамина куколка не просто красивое украшение, это еще и "игрушка всегда под рукой", ею можно отвлечь и занять ребенка на время.

В заключении О мастерской "Красный клубок"

"Красный клубок" появился в 2011 году. Из небольшого хобби, приносящего радость, постепенно вырос в мастерскую, с собственным пространством, мастерами, помощниками и сочувствующими. Сейчас это сообщество единомышленников, профессионалов, которые любят свою немного необычную работу, отдают ей много времени и вдохновения. Самое большое счастье для руководителя любого дела - когда сотрудники не хотят уходить домой, по ночам присылают письма с идеями, и сами вызываются участвовать в шумных мероприятиях.

Хозяйка мастерской Вера Ярилина психолог, арт-терапевт, мастер и идеолог "Красного клубка".

"Со своей первой Столбушкой я встретилась на летней детской программе, которую сопровождала как детский психолог. И это была любовь, с первой тряпочки и первого узелка. Каждая новая открытая кукла удивляла меня своей красотой и житейской мудростью. Это были не просто декоративные сувениры, каждая кукла имела свой характер, свое предназначение и заставляла задуматься. Я с удовольствием включила народную игрушку в свои занятия с детьми и семьями. И вот уже несколько лет я радуюсь прекрасному результату таких занятий. Дети и взрослые знакомятся с частью истории своего народа, получают уверенность в том, что своими руками могут сотворить такую красоту. А самое главное - внутренний мир получает свое отражение в кукле, и мы можем посмотреть на себя со стороны и даже измениться к лучшему. "

Мастер класс рассчитан на детей старшей группы детского сада, воспитателей, родителей.

Назначение : игровая кукла для ребенка ; оберег; подарок своими руками.

Цель : Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа , через изготовление традиционной народной куклы «Закрутка» .

Задачи :

- образовательная : научить детей изготавливать народную куклу «Закрутка» . Обогащать знания обучающихся об истории возникновения и разнообразии народной куклы ;

-развивающая : развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

-воспитательная : воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле . Воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы «Закрутка» .

Основные понятия : кукла , народная кукла , тряпичная кукла , современная кукла , обереговые, обрядовые, игровые куклы .

Материалы.

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Синтепон (вата) для объема;

тесьма для пояса.

О народной кукле сейчас Вам расскажу ,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы , и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы , заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя , так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы .

Технология изготовления куколки

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем край внутрь.

В середину кладем синтепон

Выполняем тугое закручивание.

Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.

На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.





Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек синтепона.


Завязываем ниткой на уровне шеи.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы .

Формируем руки : определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.



Основа нашей куклы готова . А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Мы сделали кукле сарафан . Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам. Оборачиваем вокруг тулова.

Стягиваем ниткой и завязываем.



Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером .



Спасибо за внимание!


Публикации по теме:

Друзья,коллеги,не могу не поделится с вами своими впечатлениями. В конце октября в нашей группе прошёл мастер-класс с родителями по изготовлению.

Мастер-класс «Тряпичная кукла Крупеничка» Мастер класс «Тряпичная кукла – крупеничка» Цель: Раскрыть способы нравственной деятельности дошкольника. Задачи: Пополнить знания о народных.

Народная кукла Отдарок – на – подарок настолько проста в изготовлении, что её легко могут сделать дети старшего дошкольного возраста. Раньше.

В нашей группе функционирует уголок народного творчества в котором размещены кухонная утварь, салфетки и рушники вышитые гладью, замечательный.

Традиционная народная кукла

Кукла-оберег для счастливого материнства

Мастер-класс с пошаговым фото «Традиционная народная кукла-оберег для счастливого материнства»

Мастер класс предназначен для детей среднего и старшего возраста, воспитателей, педагогов, всех увлеченных народной куклой и ее историей.
Выполнила: Лаптева Светлана Христьяновна, воспитатель, ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск
Назначение: может быть трогательным подарком друзьям, родным и близким людям, ее можно торжественно вручить новобрачной паре с наилучшими пожеланиями любви, заботы, верности, служения своей семье.
Цель: создать традиционную народную куклу-оберег на счастливое материнство.
Задачи:
- научить выполнять тряпичную народную куклу по традиционной технологии;
- приобщать к русским народным традициям через знакомство с куклами-закрутками;
- воспитывать любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций;
- прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- воспитывать бережное отношение к предметам своего труда.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.
Тряпичные куклы произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Устойчивые признаки тряпичных кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса), безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь – напоминание, о ее связи с культом плодородия и материнства. Кукла становилась оберегом. Мастера создавали куклы для своей семьи. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду.
Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком.
Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие - помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни.
Делая традиционные куклы, мы погружаемся в таинственный мир наших предков, в женские тайны - тайны материнства. Оказывается, в этом незатейливом занятии можно открыть такие глубины, о которых и не подозреваешь, секреты, дошедшие до нас из глубины веков.

Оберег для счастливого материнства, представлен в виде куклы с младенцами.
Оберег в образе женщины с младенцем на руках считался очень сильным и всегда дарился с пожеланиями благополучия, мира в семье и в душе, спокойного, радостного и уверенного существования. Он символизировал женщину, которая вышла замуж и родила детей. А способность рожать была особенно значимой для наших предков. Радость быть матерью отражала, что у такой женщины все благополучно. Куклу творили, когда хотели или уже ждали появления малыша. Дарили её также на свадьбу с пожеланиями здоровых детей, на рождение новой семьи, особо почетным гостям, когда хотели показать уважение.
Эта кукла, дошедшая до наших дней из глубины веков – прекрасный образец народного искусства, воспитывающий и заставляющий думать.

Приготовим необходимые материалы и инструменты.


Для выполнения работы нам необходимо:
- грубая хлопчатобумажная ткань;
- кусочки разноцветной и цветной ткани;
- канва;
- кружево:
- нитки красные мулине;
- ножницы;
- синтепон;
- игла.
Делаем скрутку. Для этого берем кусочек хлопчатобумажной ткани размером 30/38, сгибаем ткань пополам.


Туго и ровно скручиваем столбик. Высота столбика будет = 15 см. Столбик обвязываем красными нитками по всей высоте.


Голову округлим немного синтепоном, обозначим нитками шею.


Берем квадрат хлопчатобумажной грубой ткани размером 20/20 см


Квадрат однотонной ткани накладываем на голову.


Закрепляем красной нитью по линии шеи.


Теперь делаем руки. Подвернуть уголок на 1-1,5 см.


Сложить края к середине.


На расстоянии 1см от края делаем ладошку куклы и перетягиваем ткань ниткой.


Нитки после обвязки отрезать не надо.


Перевязываем туго ниткой на месте талии куклы.


Будем делать юбку. Возьмем кусочек цветной ткани размером 12/30 и по верхнему срезу сделаем строчку и небольшую сборку.


Обматываем куколку лоскутиком-юбочкой лицевой стороной внутрь.


Перевязываем туго ниткой по линии талии.


Выворачиваем на лицевую сторону, расправляем.


Берем кусочек канвы, делаем из нее фартук, выдергивая нитки по краю.


Вышьем на фартуке простенький рисунок, но можно и не делать его.


Закрепляем фартук. Располагаем его посередине юбочки, лицевой стороной внутрь, перетягиваем по линии талии.


Отворачиваем фартук.


Кусочек кружева повязываем вокруг головы.


Повязываем голову куклы. Для этого нужно вырезать небольшой треугольник-косынку.


Связываем ниточки на руках куклы. Ведь ей нужно будет держать своих деток.


Делаем младенца. Возьмем кусочек хлопчатобумажной грубой ткани размером 10/7см, туго скрутим столбик и перевяжем его красной нитью. Из белой ткани вырежем косыночку и закрепим ее на голове младенца, как показано на фото.


Запеленаем младенца. Берем лоскуток размером 10/13 для пеленки. Пеленаем, как показано на фото. Открытые края ткани подгибаем вовнутрь, чтобы не было ниток, и работа выглядела аккуратно и эстетично, перевязываем.
просмотров