Хитрости многодетных мам, которые пригодятся всем родителям. Как все успевать многодетной маме Полезные советы многодетным мамам

Хитрости многодетных мам, которые пригодятся всем родителям. Как все успевать многодетной маме Полезные советы многодетным мамам

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

1. Научитесь успокаиваться

От настроения мамы во многом зависит обстановка в семье: чем она спокойнее, тем меньше скандалов. Но жизнь не идеальна, да и мы не роботы. Лариса Суркова советует при стрессовой ситуации дышать циклами: сделать 3 глубоких вдоха и 3 глубоких выдоха, при этом важно дышать громко .

Или попробуйте жевать, неважно, что именно, главное - делать жевательные движения челюстью: это хороший способ для мозга отвлечься в данный момент. Пополощите рот холодной водой или попрыгайте на одной ноге: подобные методы помогут держать себя в руках и не наговорить лишнего.

2. Чаще говорите ребенку о своей любви

Нам часто кажется, что наша любовь и так очевидна для ребенка, ведь мы гуляем с ним, дарим ему игрушки, читаем книжки перед сном... Но каждому ребенку важно слышать, что его любят, и таких слов не может быть много . Это особенно важно, когда в семье появляется второй малыш: первенцу часто не хватает любви и внимания, появляется ревность.

В этот период любовь мамы должна не делиться, а преумножаться. Найдите время объяснить ребенку, что вы не стали любить его меньше, выслушайте его. Старайтесь находить время, чтобы побыть с каждым из детей наедине за их любимым занятием, не бойтесь «перелюбить» их. Это поможет детям избежать ревности и вырасти ласковыми и любящими.

3. Не выясняйте отношения с ребенком перед сном

Да, очень сложно сдерживать свои эмоции, когда ребенок вас разозлил и внутри все кипит от злости. Но негативные эмоции - не лучший советчик. Даже если поведение ребенка вас сильно расстроило, все же разговоры на серьезные темы стоит отложить до утра.

Конфликты и ссоры перед сном вызывают у детей страх одиночества, приносят ощущение ненужности . А подросткам перед сном в голову приходят разные глупости, которые, к сожалению, наутро они могут воплотить в жизнь.

4. Не подчиняйте свою жизнь детям

Быть родителем - одна из самых важных ролей в жизни, но не единственная. Не забывайте и о себе: не задвигайте свои интересы в дальний ящик, не дожидайтесь лучших времен, живите насыщенно вместе с детьми.

Делайте то, чего хочется именно вам: запишитесь на танцы, почитайте любимую книгу, сходите с подругами в кафе. Можно всю жизнь посвятить погоне за идеалом, но перфекционизм не сделает нас счастливее. Давайте себе право на отдых без угрызений совести, делайте паузы, наслаждайтесь жизнью: все это не дает увязнуть в рутине и помогает зарядить нашу "батарейку". Как говорится, у счастливой мамы - счастливые дети.

5. Позвольте детям самим отвечать за уроки

Это может быть непросто, но все же стоит отдать ответственность за учебу в руки ребенка. Начало учебы - лучшее время для приучения его к ответственности и самостоятельности. А постоянный контроль приводит лишь к инфантилизму и не дает ребенку научиться самостоятельно принимать решения .

Нужно объяснить детям, что учеба нужна в первую очередь им самим. А то может случиться так, что, однажды взяв этот груз на себя, вы так и будете нести его всю жизнь. Родителям важно дать ребенку больше свободы, поручать ему больше дел и обязательно верить, что у него все получится. Ведь даже 7-летние сын и дочь умеют много чего делать сами.

6. Показывайте свои чувства при детях

Для детей важно видеть родителей не только в роли папы и мамы, но и как любящих супругов. Здорово, если вы находите время на свидания, ухаживаете друг за другом, обнимаетесь, целуетесь, дарите подарки. Если родители счастливы вместе, детям от этого только лучше.

7. Давайте мальчикам возможность проявить мужественность, но не ругайте за "девчачьи" эмоции

Обычно ведущая роль при воспитании мальчиков принадлежит отцу, но от мамы тоже многое зависит. Старайтесь чаще просить сына о помощи, ведь даже 3-летнему малышу можно вручить бутылку с молоком и попросить донести ее до дома. Дайте ребенку знать, что вам приятна его помощь, поблагодарите за нее. Вы увидите, как это будет приятно и ему.

Не запрещайте мальчикам плакать, поддерживайте их, вселяйте в ребенка уверенность, что он сможет справиться с трудностями и все уладится . Научите мальчика обслуживать себя, выполнять работу по дому: это сделает его уверенней в себе, а в будущем поможет найти любимую женщину, а не домработницу.

8. Не наказывайте, а поощряйте

Поощрения гораздо эффективнее наказаний. Детям очень нравятся эмоциональные награды — рыбалка, поход на выставку или пикник. Такие занятия хорошо мотивируют детей на учебу, а еще это подарит им много ярких впечатлений, которые они запомнят на всю жизнь.

Не злоупотребляйте наказаниями, остерегайтесь криков, исключите физические наказания. Если такие методы и действуют, то только поначалу, но со временем они становятся привычными и начинают приносить только вред: вызывают негативные эмоции и приводят к развитию неврозов у ребенка.

1938

Есть некий стереотип, что многодетная семья чаще всего неблагополучная, а мама - по "закону жанра"- этакая загнанная лошадь с всклокоченными волосами и потухшим взглядом. И "знатоки" еще добавляют, что, мол, до себя ли, когда надо управиться с тремя (и более) детьми. Так вот, от количества детей "успеваемость" не зависит - я бы даже сказала, что с тремя я успеваю больше, чем раньше с одним. Утром мне позвонила подруга, мама одного малыша, и пожаловалась, что не выспалась, что нет сил убраться дома. Спросила, чем занимаюсь я. На часах было 10, и к тому времени я проводила старших в сад, вымыла пол в квартире, трижды запустила машинную стирку, сварила суп на обед, испекла творожные шарики детям на вечер, замариновала курицу мужу на ужин, разобрала шкафчик в ванной, покормила малыша, заказала подарок сыну на день рождения и написала 3000 знаков новой статьи. Подруга недоумевала: "Как ты все это успеваешь?!..."

Итак, как все успеть многодетной маме?

  1. Планирование. Ежемесячно я составляю план-сетку, где написаны основные мероприятия, включая семейные поездки, кружки детей, посещения врачей и т.д.на каждую неделю. Если вдруг появляются "окошки", у меня под рукой список дел второстепенной важности. Планирую я и меню удобным для себя способом: так, по средам и пятницам у нас различные овощные блюда, вторник и четверг- рыба в различных вариациях, по понедельникам и субботам - мясо или курица, а в воскресенье мы традиционно печём пиццу или пироги. Занятия с детьми тоже планируются еженедельно: во вторник мы лепим из пластилина, в четверг рисуем красками.
  2. Режим дня. Мы соблюдаем его неукоснительно, поэтому многое вошло в привычку даже у детей, например, чистка зубов перед сном, прогулка после полдника (в выходной), воскресная служба. В 21.30 дети спят, и я могу принять ванну, пообщаться с мужем и полноценно выспаться, а в 7 утра мне не приходится будить подолгу своих детей, потому что они и сами просыпаются к тому времени. Одно время мне не удавалось организовать питание по часам, но нахождение часами на кухне с целью "дать печенку", "налить водички", "отрезать яблочко" наконец мне надоело: перекусы я убрала вообще (только фрукты и только в положенное время), и составила график приёма пищи.
  3. Оптимизация процесса. Это касается рутин, уборки и готовки. Сборы мужа на работу и старших детей в сад занимают не более получаса: по пятницам я глажу и развешиваю каждому по 5 комплектов одежды, и в будни мне не надо заниматься этим вопросом; перекус мужу на работу собираю с вечера, а завтраки готовлю утром в течение 5-7 мин., либо использую режим отсроченного старта в мультиварке. После ухода старших и мужа я мою пол, разбираю хотспоты и убираюсь в определенной зоне по системе Флай-леди. В это время стиральная машина стирает белье, посудомоечная - посуду.
  4. Ребёнок в помощь. Я никогда не занимаюсь хозяйственными делами, когда ребёнок спит- это моё личное время, время отдыха или сна. Если малыш мешает мне, я приобщаю его к своим занятиям: протираю пол- и ему даю тряпочку, разбираю полки- и ему даю коробку с игрушками:не хочет убирать- пусть играет. Старшие дети имеют свои посильные обязанности: сын протирает кухонные шкафы и убирает столовые приборы в ящик, дочь снимает белье с сушилки и приводит в порядок стол.
  5. Организованность детей. После прихода домой снять обувь и верхнюю одежду и повесить на плечики (дочери ещё помогаю), помыть руки; после еды убрать посуду в посудомойку; после игры убрать все игрушки по ящикам и т.д.
  6. Делегирование обязанностей. На подготовительные курсы к школе старшего сына отвозит соседка, и мне гораздо проще платить ей небольшое вознаграждение, чем кататься с малышом туда-обратно на общественном транспорте. Муж каждую субботу закупает продукты по составленному мной списку, пока мы с детьми готовим семейный ужин.
  7. Минимизация поглотителей. Однажды я подсчитала, что интернет - сёрфинг съедает около 2 часов в день моего времени. Это время можно потратить на просмотр фильма, чтение книги или уход за собой, что полезнее, нежели бесцельное блуждание в сети.
  8. Отдых и сон. Если я недосыпаю ночью, то во время дневного сна малыша я тоже ложусь спать. Если я плохо себя чувствую, то я отдыхаю, а не занимаюсь уборкой, превозмогая себя. Моё хорошее самочувствие - залог благополучия семьи.
  9. Вдохновение. Полчаса в день я уделяю чтению интересной книги или своему хобби, т.е. делаю что-то лично для себя, поэтому у меня нет ощущения, что я живу только детьми. Дети не помеха личному развитию, напротив, с их рождением сфера интересов расширяется, и многие мамы начинают рисовать шедевры, печь вкуснейшие торты или заниматься пэчворком.
  10. Бездетное время. Моё твёрдое убеждение- у мамы должно быть время, когда она отдыхает от детей. Раз в неделю, пускай на пару часов, но я выхожу из дома одна. Иду ли я в гости к подруге или в магазин косметики, не столь важно. Я успеваю развеяться и прихожу отдохнувшей.

И последнее важное послесловие. Я не успеваю ВСЕ, это невозможно, но я успеваю делать то, что считаю важным. Именно поэтому я не глажу постельное белье, а аккуратно расправляю во время сушки и затем убираю с чистой совестью в шкаф. "Каждый выбирает для себя...", как в стихе Ю.Левитанского.

Помню, когда моя старшая дочка пошла в первый класс, я сидела в вестибюле музыкальной школы и рассказывала одной беременной мамочке о том, как тяжело управляться с двумя детьми. Одного в садик надо с утра отвести, другого в школу, потом бежать на работу, бассейн, кружки, уроки по вечерам, а еще ведь и домашние дела. Я, как мама двоих детей делилась опытом….. Мамочка молча сидела и в согласие лишь тихо кивала головой. Тогда я даже не догадывалась, что передо мной многодетная мама, ожидающая появления на свет пятого (!) ребенка…. Такая она была тихая, спокойная, умиротворенная какая-то, а пять детей тогда в моем сознании просто не помещались….

Но прошло всего каких-то 9 лет, и вот я веду в музыкальную школу уже четвертого из шести наших детей. И понимаю, что тогда, со старшими детьми, мне действительно было очень сложно. Во-первых, все в первый раз, а во-вторых, у меня не было того, что спасает многодетную маму - не было системы.

У каждой многодетной мамы с годами выстраивается своя модель. Молодая мамочка похожа на человека, поднимающего без подготовки штангу весом 150кг. - она может или надорваться, или ее не поднять. Многодетная мама - это спортсмен с многолетней подготовкой, она в одном рывке поднимает снаряд, удерживает его на высоте по максимуму и может проделывать это неоднократно.

Вот уже 10 месяцев, как мы стали больше, чем семь-я, теперь нас восемь: я, муж и дети - Дарина (16 лет), Федор (13 лет), Георгий (8 лет), Ксения (5 лет), Григорию 2 года и Богдане 10 месяцев.

Я стала очень хорошим «спортсменом», «мастером спорта». И у меня появилась своя модель жизни большой семьи. На самом деле все оказалось очень просто.

Вот мои помощники:

1. Порядок, режим, минимум вещей. И это все работает только в связке одно с другим.

2. «Творческий ящик», который хранится высоко-высоко, на холодильнике. Там есть все для рукоделия, чтобы занять ребенка любого возраста. Дети знают, что играть во все это можно только на кухне под присмотром мамы. К ним в руки «ящичек» не попадает, достаю и раздаю все сама.

3.Очень помогают старшие дети и фраза: «Вы помогаете мне, я помогаю вам».

4. Мои предметы-помощники — это стиральная машинка, мультиварка, слинг, записная книжка и магнитная доска.

1. Игрушки.
Все игрушки лежат в коробках. Дети просят коробку, играют, собирают все назад, коробку убираем. Коробки все подписаны.

Оказалось, чтобы ребенок убирал за собой игрушки, надо просто делать это самой после каждой игры — малыш быстро впитывает это и вскоре сам начинает повторять мои действия.

Жаль, что я не знала этого с первыми двумя детьми, столько скандалов было по этому поводу…

Игрушек у нас не много:
- качественное LEGO (начали покупать еще старшей дочке, а теперь продолжаем, я и сама могу поиграть с ними);
- пара кукол, одежка для них, посудка, колясочка/тележка, деревянная кроватка;
- немного машинок;
- деревянная «железная дорога»;
- и по 2-3 мягких игрушки у каждого.

Сейчас у нас меньше игрушек, чем в те времена, когда было двое детей. Тогда наша квартира выглядела как филиал «Детского мира».

Оказывается, детям не нужно много игрушек - они прекрасно играют в какие-то подручные средства и при этом развивают воображение.

Детей надо было просто научить играть в то, что у них есть, а не покупать все новые и новые игрушки в надежде, что «ну вот в это он уж точно будет играть».

Коробки с паззлами, с настольными играми и мелким ЛЕГО находятся очень высоко и даются теперь строго по выдаче.

2. Так же, дома есть турник, мольберт для рисования, пианино.
3. Одежда и обувь.
Их мало — но всё функциональное и качественное. В школе - форма, в саду главное удобство, дома опять же удобство. Многое передается детьми друг другу по наследству.

Система распределения времени.

1. Приготовление пищи.
В будние дни все предельно просто:
Кашу на завтрак «варит» нам мультиварка.
Бульон для супа и овощи для салата или винегрета я варю с вечера. На следующий день бульон остается только заправить, а овощи для салата порезать.
Поджарку делаю сразу на 5-6 порций, беру нужное количество, а остальное замораживаю на потом.
На ужин готовим что-то простенькое типа салат (который с удовольствием режут малыши) плюс картошечка.

2. Поликлиники-магазины-собес.
Раньше у нас много времени уходило на походы по поликлиникам, собесам, паспортным столам, магазинам.

Мне все надо было сделать самой, я считала, что без моего присутствия ничего не будет сделано, или будет сделано не так, как надо.

Теперь я поняла, что и муж, и старшие дети с этим прекрасно справляются. Просто надо было научиться им доверять.…

К тому же, поход старшего ребенка в магазин уберегает меня от покупки лишнего — он покупает только то, что я указала в списке. Когда я иду в магазин с этим же списком, то всякий раз возвращаюсь с массой того, что не планировала купить, при этом иногда позабыв о запланированной покупке.

3. Когда дети балуются.
Еще теперь я точно знаю, что если дети балуются, то здесь два варианта:
либо им заняться нечем,
либо они устали сами от себя (а т.к. у детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, во всем должна быть мера, им потом физически трудно остановиться). Мы с мужем стараемся не давать детям дурачиться, то есть баловаться от нечего делать.

Вот и сегодня вечером мой шестилетний ребенок начал дурачиться. Я взяла его за руку, отвела к мольберту, написала примеры по его возрасту и он их с удовольствием начал решать (отвлекся, переключился), а потом рисовал орнаменты по образцу. Так зарисовался, что самому понравилось — в этот момент напоминаю ему, что время дано человеку для дела, а не для баловства.

4. Грудное кормление.
Можно прекрасно совмещать с чтением и себе и детям, с едой, с разговором по телефону и написанием писем в Интернете.

5. Прогулки.
Можно превращать в познавательные уроки, изучая кору на деревьях, рассматривая следы птиц и провожая лед на Неве.

Прогулки — это вообще спасение:
во-первых, это общение, которого порой не хватает нашим детям,
а во-вторых, чем дольше мы гуляем, тем меньше беспорядка дома.

Пришли с улицы, разделись, руки помыли, поели и — «Тихая игра»: одного в ванну играть в кораблики, другого в комнату, строить из ЛЕГО, третьего на кухню, рисовать или лепить. И все при деле.

Наш обычный день выглядит примерно так.

Утро.
Подъем, будим детей. Пока старшие собираются и завтракают, мы со средним делаем логопедические задания, которые задали в садике. В это же время снимаю высушенное белье, вешаю сушить то, что постиралось за ночь, что-то глажу…
Теперь надо разбудить и собрать самых маленьких.

Все готовы - выходим. Старших сажаем на автобус (гимназия далеко, но она того стоит). Первые года то папа, то я отвозили и забирали детей — теперь пришло время, и в школу они ездят сами, маршрут знают наизусть.

Машем им ручками и с малышами продолжаем наш путь к садикам. По пути обсуждаем планы на вечер, повторяем логопедические рифмовки или заданные стихи, дружно решаем в уме примеры, поем песенки. Сдаем первого ребенка в сад - я только заглядываю в группу, чтобы сказать о том, что я сдаю им ребенка (в саду все удивляются, какие дети у нас самостоятельные). Потом ведем второго в другой, логопедический сад.

Все, утренняя «развозка» закончена, и можно погулять с теми, кто пока еще при маме.

Гуляем в основном туда, куда ноги малыша идут, не торчим на детских площадках - это сужает кругозор ребенка. Мы с ним изучаем окружающий мир: жучков, песочек, камушки, стоим и подолгу смотрим на трактор, на машины, он что-то спрашивает, я отвечаю - вот считай и на «развивалки» сходили….

После прогулки заходим в магазин, покупаем продукты, иногда забегаем в библиотеку, чтобы обменять книги.

Дома - завтрак для малышей.

Потом, через некоторое время, — домашнее плавание в большой ванне. Так как плавание это активный процесс, во время которого малыш бурно себя ведет, мы перенесли его с вечера на утро.

После плавания младшая дочка легко засыпает.

В это время я читаю что-то сыну или проверяю электронную почту.

Потом мы с ним занимаемся домашними делами: сыну надо чинить его машинки и строить гаражи, а мне нужно по максимуму успеть сделать домашнюю работу.

День.
Когда школьники возвращаются из гимназии, мы все вместе обедаем. За столом все наперебой делятся своими новостями за день, я слушаю их внимательно, что-то комментирую, делаю какие-то замечания.

Затем час на уроки.

И начало вечерней «развозки»: идем в один садик, потом в другой. В какие-то дни идем в ДТЮ на дополнительные занятия, в какие-то - в музыкальную школу. У старших есть музыка, рисование, бассейн, у малышей — музыка, рисование, игровой танец. Два раза в неделю приходит репетитор по английскому. Всё, все пристроены, и мы всех ждем, гуляя рядом по парку.

Если нам повезло, и папа вернулся с работы рано, то обратно едем домой на машине. Если нет, то веселой толпой сами идем домой.

Раз в неделю нам надо ездить на Садовую к логопеду. Поэтому мы заезжаем в школу за сыном, погружаемся в подземку, едем в центр — вот и экскурсия по городу для детей.

Вечер.
Дома, пока я разогреваю ужин, младшие дети здесь же заняты со мной «творческим ящичком». В это время папа общается со старшими.

Семейный ужин, и опять разговоры, шутки, смех…. Посуду после ужина моют поочередно старшие ребята, я в это время укладываю спать малышку, а папа купает всю младшую компанию в ванной.

Затем доделываем уроки, т.е. то, с чем наши школьники не справились самостоятельно.

Потом — сбор с вечера всего на завтра, и — долгожданное вечернее чтение. Сначала читаю для младших про «репки-колобки», потом для старших. Слушают с интересом все дети.

Часто по вечерам старшие, если не задано много уроков, сами читают малышам, укладывают их спать — а это значит, что мы с мужем можем сходить прогуляться перед сном, выпить в кафе чай-кофе, а можем просто вдвоем посмотреть какой-нибудь фильм.

В выходные дни
Обычно мы ездим в гости, в музеи или на длительные прогулки.

В воскресенье у старших — воскресная школа.

Старшая дочка (по собственной инициативе) занимается с малышами музыкой, а по моей просьбе — помогает братьям с английским.

Еще мы вместе готовим, печем пироги….

Но главное — даже не в режиме и не в системе.
Самое главное, что я поняла уже как многодетная мама:В этом мире можно прожить без супа, без выученных уроков — но нельзя жить без любви. Все, что ты делаешь, надо делать с любовью — и тогда любое дело дается легче.

Это первое, о чем должна подумать многодетная мама. Правильно расставив приоритеты, можно избавиться от массы проблем и нервного напряжения. Маме нужно подумать, что важнее в определенное время: слепить с малышами очередную фигурку из пластилина или убрать квартиру.

Конечно, дети – главное, однако нельзя круглые сутки заниматься детскими проблемами. У мамы должен существовать четкий список дел на день. Вполне возможно, вовсе не обязательно делать уборку именно в этот день.

На самом деле, половину бытовых дел можно отложить или перенести. Лучше всего выделить пару дней в неделю на домашние задачи, посвятив остальное время малышам.

Избавляемся от отвлекающих факторов

Огромная проблема сегодняшнего времени – отвлекающие факторы. В эту группу входят различные гаджеты, телевизор, доступ в интернет.

Всемирная паутина, многочисленные сериалы и фильмы отвлекают от повседневных дел, затягивая в свое болото. Если избавиться от всего отвлекающего, можно успеть сделать гораздо больше. А бездумно провести время за просмотром фильма или листанием ленты в социальной сети можно вечером, когда дети уже легли спать.

Организация времени

В любой семье за детей и быт отвечает мама. А в многодетной семье количество маминых дел приумножено на количество детей. Ей приходится следить за детской одеждой, занятиями, расписанием секций, важной информацией из садика или школы. Все это очень сложно удержать в голове.

Для того, чтобы упорядочить свои планы, стоит составить список задач. Для этого подойдет обычный ежедневник или электронные таблицы на компьютере. Вносить нужно все дела, отмечая их пометками «важные» и «срочные». Также необходимо помнить, что существуют важные дела, но сделать их можно через пару дней. В ежедневнике все будет зафиксировано, что поможет организовать свое время и распланировать день.

Уборка многодетного дома

Уборка отнимает массу времени и сил у мамы. Но если уделять этому занятию хотя бы 15-20 минут в день, не придется регулярно проводить генеральную уборку в квартире, тратя на это несколько часов. Ведь гораздо проще протереть плиту сразу после окончания кулинарного процесса, чем через пару дней оттирать пригоревший жир.

Маме стоит осмотреться вокруг. Скорее всего, в квартире множество безделушек, лишнего мусора, от которого можно избавляться сразу. Например, гора журналов на столике в прихожей уже давно не имеет никакой ценности, вся информация изучена. Хранить это ни к чему.

Многочисленные пузырьки на полочках в ванной также подлежат ревизии: у каких-то, возможно, истек срок годности. Выбрасывать пустые баночки из-под кремов можно сразу после душа. Времени на это уходит 2 минуты, зато в дальнейшем при генеральной уборке можно сэкономить 15-20 минут.

Различные статуэтки, милые безделушки также стоит убрать на время подальше. Это настоящие пылесборники, которые приходится чистить. Кроме того, если на полочках не будет дорогих сердцу вещиц, протирание пыли можно доверить и ребенку.

Приготовление еды

У всех хозяек есть свои секреты приготовления блюд. Есть и быстрые блюда, приготовление которых занимает минимум времени. Но фаворитом в большой многодетной семье все равно остается многолитровая кастрюля супа на несколько дней вперед.

Это правильно и помогает организовать свое время. Потратив один день на приготовление супа и второго блюда, останется только готовить завтрак.

Кроме того, пару раз в месяц стоит уделить время домашним заготовкам: сделать котлеты, пельмени, вареники, нарезать овощи, и отправить все это в морозилку. Когда потребуется что-то приготовить, достаточно открыть холодильник и достать подготовленные ингредиенты.

Также для многодетной мамы очень важно иметь под рукой хороших «помощников», которые упростят готовку. Мультиварки, микроволновые печи, хлебопечки – все, что сократит время приготовления пищи.

Секции, кружки

Мамы стремятся организовать досуг своих детей. Это иногда сложно, даже когда детей всего двое. А когда их трое или четверо, посещение секций превращается в настоящий кошмар. Чтобы этого избежать, необходимо грамотно все продумать.

Следует выяснить, какие досуговые центры есть поблизости, и какие занятия там проводят. Вполне возможно, все дети смогут ходить в одно место и в одно время. Например, старший ребенок сможет посещать по вечерам кружок робототехники, средний в это же время – секцию гимнастики, а младший – оставаться с мамой.

Если подобного центра рядом с домом нет, или не все кружки интересны, стоит подыскать занятия по увлечениям как можно ближе к дому. Сейчас во многих школах есть разные секции, а путь от одного учебного заведения до другого составляет всего несколько минут. О таких занятиях расскажут другие мамы, форумы или интернет.

Спокойная мама

От спокойствия мамы зависит обстановка в семье. А для того, чтобы женщина оставалась спокойной, ей необходим полноценный отдых. Особенно это касается мам с грудничками, которые часто просыпаются по ночам.

Конечно, женщина может справиться с недосыпом и не спать сутки, а иногда и больше. Однако такое качество жизни отражается на настроении и самочувствии. Разбитая, унылая мама, срывающая негатив на близких, не может дать детям много. Поэтому сон и отдых обязательно должны быть главным пунктом в распорядке многодетной мамы.

Еще одна сторона практически любой женщины – думать обо всех существующих и несуществующих проблемах. Женщины склонны накручивать себя и думать о том, что может произойти в том или ином случае.

Все это морально выматывает, в результате женщина погружается в депрессию и находится в нервном напряжении. Стоит взять за правило думать только о насущных проблемах, о том, что нужно сделать и решить в ближайшее время.

просмотров