Простейшие модели планеров из бумаги. Что такое планер? Как сделать планер своими руками: чертежи, фото

Простейшие модели планеров из бумаги. Что такое планер? Как сделать планер своими руками: чертежи, фото

Планер внешне напоминает птицу, летящую с неподвижно распростертыми крыльями. Каждый из вас неоднократно на­блюдал, как птица, спрыгнув с крыши дома или верхушки де­рева, плавно опускается на землю, не взмахивая крыльями и как бы скользя по невидимой наклонной плоскости. Такой полет называется планированием.

Что же удерживает планер и птицу на невидимой плоско­сти? Ведь если по наклонной плоскости скользят санки (рис. 47), то против силы давления саней на плоскость действует сила реакции, которая и поддерживает сани.

Откуда берется такая сила у птицы и планера и существует ли она? Да, она существует: это уже знакомая нам подъемная сила. Когда планер скользит вниз, то на его крылья набегает воздух под некоторым углом атаки (рис. 48), благодаря чему и возникает подъемная сила. Она и мешает силе веса, давящего на невидимую плоскость, сойти с этой плоскости, т. е. искривить путь планера.

Силу нажима (давления) планера на невидимую плоскость, т. е. воздух, легко получить, разложив по правилу параллелограмма силу веса. При этом получится и вторая сила, которая уравновесит силу сопротивления воздуха и явится как бы «тягой», заставляющей планер (и санки) скользить вниз (рис. 48).

ПРОСТЫЕ ПЛАНЕРЫ - ЛЕТАЮЩИЕ ИГРУШКИ

Основным инструментом для изготовления игрушек из бумаги являются обыкновенные ножницы. Подсобными инструментами служат линейка и треугольник с миллиметровыми делениями и циркуль.

Материалом для постройки авиаигрушек служат старые тетради, старые чертежи, бухгалтерские карточки, обрезки рисовальной бумаги.

Самой простой летающей игрушкой является так называе­мая «стрела». На рис. 49 показан порядок ее изготовления.

Лист бумаги сгибают пополам, затем отгибают до середины верхние правый и левый углы (рис. 49, Л). После этого, сначала справа, затем слева, снова загибают бумагу до середины (рис. 49, Б). Наконец, делают еще раз сгибы, как это показано на рис. 49, В. На рис. 49, Г показан дальнейший процесс изготовления игрушки.

Стрелу пускают в полет толчком руки (рис. 50). Часто неудачи моделиста объясняются неправильностью запуска: слишком силен или слишком слаб был толчок. Полезно запомнить простое правило: чем тяжелее (при тех же размерах) модель, тем сильнее должен быть толчок. Толчок должен быть обязательно длительным, т. е. надо плавно разогнать модель в воздухе (рука должна пройти с моделью 50-60 и более сантиметров), после чего выпустить ее из руки, но не выбрасывать модель резким толчком.

Если, несмотря на правильный запуск модели, она летит плохо, следует перейти к так называемой «регулировке» модели. Для этого служат рули.

Части стрелы, обозначенные на рис. 50 буквой А, служат рулями высоты, а часть, обозначенная буквой Б, - рулем направления. При помощи этих рулей можно управлять полетом модели. Допустим, что при запуске стрела идет носом книзу, тогда надо немного отогнуть кверху рули высоты: стрела полетит положе, так как встречный поток воздуха, оказав давление на отогнутые кверху рули (рис. 51, Б), опустит хвост и изменит направление полета. Однако, если рули сильно отклонить кверху, можно даже ухудшить полет: при толчке модель взмоет кверху, а затем перейдет в беспорядочное падение. Поэтому лучше подбирать необходимое от­клонение (отгиб) рулей, про­веряя каждый раз правиль­ность их установки путем запусков в полет.

А - петля Нестерова; Б - действие поднятых рулей; В - действие опущенных рулей; Г - руль повернут влево; Д - руль повернут вправо; Е - действие руля у лодка

Очень важно соразмерять силу толчка с весом и размерами модели: при одном положении рулей стрела будет летать по-разному в зависимости от силы толчка. Так, например, при энергичном запуске (сильный, быстрый рывок) и сильным отгибе ру­лей кверху стрела совершает так называемую «петлю Нестерова».

Отгибая горизонтальные рули книзу (рис. 51, В), мо­жно заставить стрелу лететь круче книзу.

Разберем назначение вертикального руля (руля поворота). Если отогнуть этот руль влево, то стрела полетит также влево (рис. 51, Г), если отогнуть вправо (рис. 51, Д), то модель завер­нет вправо. Здесь происходит то же самое, что и при отгибании рулей высоты, только давление воздуха теперь будет действовать в сторону (вбок). Действие вертикального руля (руля поворота) стрелы точно такое же, что и у лодки (рис. 51, Е).

Так наличие у стрелы рулей высоты и руля поворота позво­ляет управлять ее полетом.

«Голубь»

Большинству наших читателей, наверное, давно уже изве­стен способ изготовления так называемого «голубя».

Для тех же ребят, которые этого еще не знают, мы показы­ваем на рис. 52 последовательность изготовления этой модели. Она достаточно ясна из рисунка.

Общий вид «голубя» показан на рис. 53. Материалом для него служит лист бумаги из старой тетради.

На рис. 54 показан несколько иной «голубь». Изготовляется он так же, как и предыдущий.

ПАРАБОЛА

Модель планера типа «парабола» (рис. 55) делается из ли­ста бумаги.

Носовую часть моделей из бумаги очень часто приходится загружать. Грузом служит канцелярская скрепка.

Размеры такой модели могут быть различные: чем плотнее бумага, тем большего размера нужно сделать модель. Необходимо лишь при этом выдерживать соотношение сторон так, чтобы размах был в 4-5 раз больше его глубины.

На рис. 56 изображена более сложная модель типа «пара­бола» с рулями поворотов. Такую модель нужно делать из об­ложки тетради, а лучше из плотной рисовальной бумаги.

Вырезать параболу надо таким образом: сложить лист бу­маги так, чтобы концы его сошлись (рис. 57). Нельзя допускать, чтобы посередине модели образовались складки, так как в этом случае наша модель в полете будет складываться. После того как парабола будет вырезана, отгибают заднюю кромку и рули поворота и прикрепляют груз-скрепку. Задняя кромка модели шириной 5-8 мм служит рулем высоты. Отпуская и поднимая всю кромку или отдельно левый или правый ее конец, можно управлять полетом параболы.

Способ запуска параболы показан на рис. 58. Большим и указательным пальцами берут модель за заднюю кромку так, чтобы передняя часть модели с грузом была направлена несколько вниз, и выпускают модель без толчка. Сначала парабола идет резко вниз, затем начинает полого планировать, конечно, только тогда, когда правильно подобран и размешен груз. Груз нужен такой, чтобы центр тяжести модели был расположен в первой трети крыла.

Найти правильное положение центра тяжести модели нетрудно. Для этого достаточно поставить модель на линейку и, перемещая линейку, добиться равновесия. При правильном положении центра тяжести равновесие будет тогда, когда линейка находится под передней третью глубины параболы (рис. 59).

Если передвигать груз вперед или увеличивать его, то будет быстрый и крутой полет модели, если же груз уменьшать или передвигать его назад, то полет модели будет медленный, пологий. В этом легко убедиться. Возьмем в руки хорошо отцентрированную модель параболы. При правильном запуске модель параболы будет планировать полого. Если немного увеличить груз, т. е. сместить центр тяжести вперед, то модель полетит круче. Наоборот, если немного уменьшить груз, то модель полетит более полого.

Конечно, уменьшать груз нужно в меру, иначе модель превратится в обыкновенный лист бумаги. Если сдвинуть груз немного вправо, то модель также завернет вправо. Значит полет модели можно регулировать не только рулями, но и изменением положения центра тяжести модели.

На первых занятиях в авиамодельных кружках всегда делают такую простейшую модель. Несмотря на свою простоту, она хорошо летает, если правильно изготовлена. Сделаем и мы такую модель планера. Возьмем лист плотной бумаги длиной 200 мм и шириной 140 мм, сложим вдоль пополам. Затем одну его половину расчертим в клетку. Стороны клетки по 20 мм. На сетку нанесем контуры модели, как указано на рис. 5, вырежем ее.

Сложим выкройку так, как показано на средней части рисунка: сперва носовую часть модели, затем отогнем крыло и маленькие крылышки на хвосте. При изготовлении модели нужно сверяться с рисунком, все сгибы делать очень точно. Простейшая модель планера имеет такие же основные части, как и настоящий планер и самолет (рис. 6). Нет у нее только мотора и воздушного винта.

Есть фюзеляж. Так называют среднюю продольную часть самолета, планера, модели. Фюзеляж - это корпус. В фюзеляже самолета помещаются летчик, пассажиры, грузы. К нему прикреплено крыло. С крылом вы уже знакомы. Оно состоит из двух одинаковых половин - правой и левой. Есть у модели и шасси. Это та часть, которая служит для посадки и для взлета.

И наконец, хвостовое оперение. Оно состоит из двух плоскостей: горизонтальной, похожей на небольшое крыло, называемой стабилизатором, и вертикальной, называемой килем.

На рис. 6 показано устройство самолета. Изучим его внимательно и запомним все названия. Задние части стабилизатора и киля (на рисунке они мелко заштрихованы) на настоящих планерах и самолетах делают подвижными. Их называют рулями. К ним присоединены тросы, проходящие внутри фюзеляжа из кабины летчика. Концы тросов укреплены на ручке управления и на ножных педалях.

Подвижные части стабилизатора - это руль высоты. Подтягивая к себе ручку управления, летчик поднимает кверху руль высоты, и самолет или планер набирает высоту. Отодвигая от себя ручку управления, летчик опускает руль высоты, и самолет снижается. Нажав правой ногой на педаль, летчик заставляет отклониться вправо отгибающуюся заднюю часть киля (руль направления), и самолет летит направо. Когда летчик нажимает ногой на левую педаль, руль направления отгибается влево.

На простейшей модели планера тоже можно сделать рули, отгибая заднюю часть стабилизатора и киля перед запуском модели в воздух. Прежде чем запускать модель, внимательно ее осмотрим и устраним все недочеты (рис. 7). Сделаем так, чтобы фюзеляж модели был совершенно прямой, киль составлял прямой угол со стабилизатором, крылья и стабилизатор не имели перекосов, не были опущены вниз или изогнуты вверх.

Если теперь посмотреть на модель спереди, то крылья и стабилизатор представляют собой прямые линии, отстоящие на равном расстоянии друг от друга, т. е. они параллельны. Для запуска возьмем модель за фюзеляж снизу под крылом и, подняв руку вверх, легким толчком бросим вперед. Если она построена правильно, то после толчка будет лететь некоторое время горизонтально, а затем перейдет в плавный планирующий полет (т. е. с медленным спуском). Теперь проверим действие рулей высоты.

Если при полете модель идет «носом» вниз (рис. 8) (такой полет называется пикирование), нужно отогнуть немного кверху заднюю часть стабилизатора, тогда при новом запуске модель полетит более полого и плавно. При сильном отгибании рулей высоты модель может сделать «мертвую петлю» (см. с. 36-37). Если рули высоты направить вниз, то модель будет лететь круто вниз.

Рули высоты позволяют отрегулировать полет модели так, чтобы она совершала плавный планирующий полет. Проверим также действие рулей направления. Отогнем заднюю часть киля вправо и запустим модель. Она должна повернуть в правую сторону.

Воздух давит на отогнутую часть киля и заставляет модель поворачивать. Простейшую модель планера из бумаги можно запускать только в закрытом помещении или вечером во дворе, когда не бывает ветра. Такая модель очень мала и легка, и даже слабый ветер будет мешать ее плавному планирующему полету.

Рис. 5. Простейшая модель бумажного планера

Рис. 6. Устройство самолета

Рис. 7. Возможные дефекты готовых бумажных моделей

Рис. 8. Регулировка модели на планирование

Из простой обложки для общих тетрадей мы сделаем очень красивый, и главное летающий планер, который Вас очень позабавит.

Как сделать Планер из бумаги

Нам понадобится сама обложка от общей тетради, сделанная из плотного картона. Наш листок должен быть размером ~ 17х22,5 см. Получится две части обложки, на одной мы будем рисовать планер, а на другой – крыло. Первый листок СКЛАДЫВАЕМ пополам. Теперь это полотно нужно разделить на клеточки (1 см.) Длина – 12 клеточек, высота – 4 клеточки.

Рисуем, что-то похожее, как на фото. Это и будет самим планером, пока без крыла. Рисуйте карандашом, ставьте сначала точки, а потом соединяйте. Если получилось как на фото, осталось эту фигуру только вырезать, и после этого наш планер будет, как на фото слева.

Оставим пока планер, и сделаем крыло. Для этого берём второй листок картона (17х22,5 см.). И рисуем, как показано на рисунке. Темный участок берите побольше, так как мы его потом отрежем и “подгоним” под размер выемки под крыло. Если крыло получится большим, укоротите его со 2-ух сторон на 0,5 см.

Склеим планер бумажным клеем, и всё что нам осталось – это вставить крыло. Смотрите, чтобы крыло входило плотно и было всё симметрично. Этот планер летает хорошо, если запустить его, подняв руку с планером над головой и нежно отпустить под углом 20-30 градусов!

Здравствуйте дорогие читатели « »! Сегодня мы с вами будем мастерить модель планера «ПБК» (о других ). Планер изготавливается из бумаги , при этом, нам не понадобятся ни клей, ни нитки, ни дерево, ни какие-либо другие материалы.

Бумага (об ) должна быть плотной, такой, как применяется для рисования или черчения.

Совет: Бумага может быть исписана, изрисована или исчерчена – это не важно. Главное, чтобы она не была смятой.

Также не обязательно, чтобы бумага была именно рисовальная или чертежная, можно воспользоваться обложками старых журналов или старыми плакатами.

При работе с бумагой важно уметь определять направление волокон бумаги, так как складывать лист бумаги нужно вдоль волокон. Волокна располагаются по бумаге рядами. Для определения их направления необходимо сложить отрезок бумаги вдоль и поперек. Если один из изгибов получился ровный, и по нему бумага складывается легко, то этот изгиб идет вдоль волокон, а если наоборот, то – поперек.

Чаще всего вам придется складывать бумагу вдоль волокон. Тогда модель планера будет более ровная и крепкая.

Из инструментов нам понадобятся ножницы, линейка и простой карандаш. Ножницы будут нужны не только для того, чтобы вырезать выкройки частей модели, а и для того, чтобы острым концом ножниц делать проколы для скрепления частей планера. Линейка и карандаш — для вычерчивания деталей планера.

Заготовка частей модели

Планер «ПБК»имеет шесть отдельно вырезанных частей:

  1. Крыло – важнейшая часть модели, оно создает подъемную силу, поддерживающую модель в полете.
  2. Фюзеляж – средняя часть модели. На настоящих планерах в фюзеляже размещается летчик, пассажиры.
  3. Стабилизатор – маленькие крылышки на хвосте, которые содействуют устойчивому полету. Задний край стабилизатора служит рулем высоты.
  4. Киль – отвесно поднимающаяся плоскость на хвосте, необходимая для ровного, прямого полета модели. На заднем конце киля находится руль поворота.
  5. Лонжерон – стержень, помещаемый нутрии крыла для придания ему прочности, жесткости.
  6. Прокладка – узкая полоска сложенной бумаги, помещается на бумажных моделях внутри фюзеляжа для придания ему прочности.

Кроме того, нужен груз, который складывается из нескольких полосок бумаги. Он устанавливается внутри носовой части модели. Величина груза подбирается так, чтобы обеспечить строго определенный вес передней, утяжеленной части модели.

Для скрепления частей модели понадобится еще восемь шпилек. Шпильки представляют собой узкие длинные клинышки – заклепки, их вырезают из сложенных полосок бумаги.

Все части модели вырезают из сложенных полосок бумаги. Только лонжероны и полоски груза вырезают из прямой, не согнутой бумаги. Поэтому на рисунках выкройки модели даны не в раскрытом виде, а только их половины. Это правильно. Если вырезать, например, крыло из плоской, не согнутой бумаги, то потом, при складывании его, неизбежно окажется, что одна половина неточно сходится с другой, а части модели должны иметь обе половины строго одинаковые и симметричные.

Крыло

Полоску бумаги длиной не менее 32 см сложите так, как показано на рис.1, А и В, то есть загните край на 3-4 см. Складывать бумагу надо вдоль волокон. Заготовку перегните поперек и сверьте, чтобы оба сгиба точно совпадали один с другим.

На одну половину заготовки нанесите столько продольных и поперечных линий, сколько их указано на рис.1 чертеж №1. Каждый квадрат должен быть равен 2 см.

Затем перерисуйте по квадратам форму крыла (рис.1, В). Для этого заранее наметьте карандашом места пересечения контура крыла с линиями квадратов.

Обе половины крыла вырезайте вместе (рис.1, Г). Следите, чтобы во время вырезания половины заготовки не расходились в разные стороны, так как обе половинки крыла должны быть совершенно одинаковыми. Обрезки не мните, и не выбрасывайте, из них будете вырезать прокладку для фюзеляжа и шпильки.

Вырезанное крыло разверните. На одной половине крыла, опять по квадратам (рис.1, Д и чертеж №2), начертите форму среза передней части крыла. Сложите крыло снова пополам и срежьте лишнюю часть выкройки по начерченной форме сразу на обоих половинках крыла.

Теперь крыло подготовлено к сборке (рис.1, Е). Сложите его так, как показано на рис. 1, Ж и З. Подогнутый срез переднего края крыла должен находиться снаружи, а концы крыльев точно сходиться вместе. Нельзя допускать перекоса крыла.

Фюзеляж и другие части

Сложите полоски бумаги для фюзеляжа, прокладки и киля вдоль волокон, а для стабилизатора – полоску бумаги поперек волокон. Начертите на одной из половин каждой заготовки квадраты и обрисуйте форму выкроек (рис.2). Вырезав фюзеляж по верхней его складке, срежьте край складки в двух местах. Сюда будут вставляться крыло и стабилизатор.

Прокладку можно вырезать, не вычерчивая квадратов, на глаз. Прокладка должна быть прямой, е смятой и не шире, чем указано на чертеже. Если фюзеляж делается из бумаги более тонкой, чем крыло, то заготовьте сразу две прокладки.

Полосками для груза может быть бумага любой плотности. Если она такая же, из которой делается модель, то понадобятся две полоски, каждая длинной в половинку крыла и шириной 4 сантиметра. Если бумага более тонкая, то заготовьте три четыре такие полоски.

Шпильки приучайтесь вырезать без обрисовки, на глаз. Они должны быть острые и длинные, чтобы удобно было их затягивать. Вырезайте шпильки из согнутых вдвое (по волокну) полосок плотной бумаг.

Сборка модели

При сборке модели точно соблюдайте порядок и все наши указания. Неправильная сборка – частая причина плохого полета модели.

Порядок сборки следующий. Вставьте в фюзеляж крыло. Для этого между половинками крыла (рис.3) уложите одну или две прокладки, складкой кверху. Спереди крыла должна быть видна только небольшая часть прокладки. Оба конца крыла вставьте вместе в переднюю прорезь фюзеляжа, снизу, изнутри. Вставьте крыло полностью, чтобы прокладка вплотную улеглась вдоль складки фюзеляжа.

Установите крыло, при этом, нельзя, чтобы концы крыльев наклонились вперед, верхние концы крыльев должны отклоняться чуть назад.

Острым концом ножниц проколите в двух местах сразу фюзеляж, основание крыла и прокладку. Проколы надо делать близко один к другому, у середины крыла, но не у его боков. Делайте прокол, только держа модель в руках, на весу.

В каждый прокол вставьте по одной шпильке. Затяните шпильки так туго, как сможете, пусть даже концы шпилек оторвутся. Однако если конец оторвется так, что ни малейшего куска шпильки по другую сторону прокола не останется, то надо вынуть остаток шпильки и затянуть другую шпильку снова.

Концы затянутых шпилек отогните в сторону крыла, крепко прижмите их к фюзеляжу и коротко срежьте. Оставьте с каждой стороны фюзеляжа по 2-3 мм остаток шпилек.

Установив и заклепав крыло, переходите к хвостовой части модели. Стабилизатор вставляйте в заготовленную для него прорезь фюзеляжа так же, как крыло, то есть оба конца его проденьте в прорезь снизу так, чтобы прокладка приходилась между половинками стабилизатора (рис.3). Прежде чем закрепить стабилизатор, надо установить киль. Киль ставьте своей закрытой частью вперед, в сторону крыла, и установите его на прокладку «верхом». Не следует киль ставить так, чтобы его передний конец выдвигался перед стабилизатором.

Так же как и у крыла, острым концом ножниц сделайте два сквозных прокола через фюзеляж, основание стабилизатора, киль и прокладку. Следите, чтобы в момент прокалывания части модели не сходили с места, и не погните фюзеляж. В каждый прокол вставьте по одной шпильке, плотно их затяните, концы подогните и коротко подрежьте.

Не сгибая крыла, стабилизатора, начните сборку носовой части модели. Внутрь фюзеляжа уложите груз и укрепите его там.

Обе полоски груза сложите вместе и перегните сперва один раз пополам, затем второй раз (рис.3). Приготовленный груз уложите внутрь носовой части фюзеляжа. Груз должен лечь на прокладку, а конец его должен прикрыть собой складку крыла. Подровняйте груз так, чтобы он не выступал с нижней стороны фюзеляжа, через фюзеляж и груз, один сквозной прокол. В прокол вставьте две шпильки, обе с одной и той же стороны, одну рядом с другой. Плотно затяните каждую шпильку в отдельности. Концы одной шпильки загните кверху, другой книзу и все четыре конца коротко подрежьте. Части груза, выступающие из фюзеляжа, срежьте.

Теперь, когда установлены крыло и хвостовая часть, а также закреплен груз, можно отгибать крыло. Тщательно отогнув одну половину крыла, вторую отогните так, чтобы конец второй половины точно сошелся с концом первой половины крыла.

Стабилизатор отогните так же, как и крыло, но линия отгиба должна идти не точно по верхнему краю фюзеляжа, а чуть наклонно. Задний конец стабилизатора должен быть немного выше переднего края.

До тех пор пока в крыло не вставлен лонжерон, оно не способно поддерживать модель в полете. Полоску лонжерона мелкими складками перегните восемь раз. Срежьте лишний остаток бумаги и заострите концы. Прогладьте лонжерон ножницами. Для его установки сделайте надрезы по верхнему слою крыла у переднего края (рис. 3). В одну прорезь сперва установите весь лонжерон целиком, острым краем ножниц продвиньте лонжерон в прорезь второй половины крыла.

Остается вставить по одной шпильке в крыло, сзади лонжерона. Шпильки не только удерживают лонжерон на месте, но и придают крылу правильную плоскую форму.

Проколов в указанном на рис.3, месте два отверстия, вставьте в крыло по одной шпильке. Концы шпилек отогните в сторону хвоста, плотно прижмите и коротко срежьте.

Осторожно прогладьте крылья пальцами, чтобы устранить перекосы и изгибы. Готовая модель должна выглядеть так, как показано на рис.4.

Регулировка и запуск модели

Прежде всего, проведите центровку модели. Центровкой называют положение крыла относительно центра тяжести модели.

Существует три вида центровки: передняя, нормальная и задняя.

Передняя центровка означает, что крыло находится сзади центра тяжести модели (тяжелый нос планера). Чтобы исправить переднюю центровку, необходимо срезать часть груза.

Проделав все указанные действия можете приступать к запуску подели планера из бумаги.

Предлагаем также узнать и вместо двигателя.

В одном из старых номеров журнала «Пионер» дается инструкция, чертежи и схемы, как сделать простую модель планера типа «А-1» своими руками, в домашних условиях.

Модель планера летает без мотора и воздушного винта, плавно снижаясь, планируя, как бы скользя в воздухе. Запускается она обычно с леера. Леер - это толстая нитка длиной в пятьдесят метров с колечком на конце. На модели планера есть крючок, на него-то и надевается это колечко.

Запускать модель надо против ветра. Она, подобно воздушному змею, устремляется вверх и поднимается на высоту около сорока пяти метров. В этот момент запускающий ослабляет леер, кольцо соскальзывает с крючка, и модель летит свободно. Когда ветра нет, запускающему приходится пробежать немного с леером, чтобы модель и в безветрие поднялась примерно на ту же высоту. Если модель попадет в восходящий воздушный поток, она не станет снижаться и даже может начать набирать высоту.

Модели планеров бывают разного размера. В авиамодельном спорте наиболее распространены два типа моделей: «А-2» и «А-1». «А-2»-большая модель, с размахом крыльев около двух метров. Такие модели, если они хорошо отрегулированы, летают по две — три минуты, а иногда могут даже совсем скрыться из виду. Но они сложны, построить их могут только опытные авиамоделисты.

Детям при помощи взрослых можно заняться постройкой не таких больших и более простых моделей - «А-1». Размах крыла этой модели-1 000-1 200 миллиметров, и летает она в среднем от одной до двух минут. К этим моделям предъявляется одно непременное требование: суммарная площадь крыла и стабилизатора ее должна быть не больше 18 квадратных дециметров, а вес в полете - не меньше 220 граммов.

Модель планера «Пионер»

Детали и материалы-заготовки

Для постройки модели (рис. 1) необходимо заранее подготовить следующие материалы-заготовки:

1. 18 пластинок из фанеры толщиной 1 мм или 1,5 мм или из картона толщиной 2 мм; размер каждой пластинки - 130X10 мм
2. Сосновую рейку сечением 12X3 мм, длиной 1 110 мм.
3. Сосновую рейку сечением 5X4 мм, длиной 1 110 мм мм.
4 а. Сосновую рейку сечением 7X7 мм, длиной 650 мм.
4 б. 4 сосновые рейки сечением 7X3 мм, длиной каждая-250 мм.
5. 2 сосновые рейки сечением 10X2 мм, длиной 130 мм каждая.
6. 2 листа писчей бумаги.
7. 1 лист фанеры толщиной 3 мм или плотного картона толщиной 4 мм размером 340X120 мм.
8. Лист фанеры толщиной 3 мм или плотного картона размером 200X100 мм.
9. 2 сосновые рейки сечением 10ХЗ мм, длиной каждая 700 мм.
10. Сосновую пластинку толщиной 3 мм, размером 25X15 мм.
11. Сосновую рейку сечением 10ХЗ мм, длиной 130 мм.
12. Сосновую рейку сечением 5Х2 мм, длиной 150 мм.
13. Сосновую рейку сечением 5Х2 мм, длиной 120 мм.
14. 5 сосновых реек сечением 3Х2 мм, длиной каждая 90 мм.
15. Сосновую пластинку толщиной 2 мм, размером 100Х25 мм.
16. 2 сосновые рейки сечением 3Х2 мм, длиной каждая 400 мм.
17. Сосновую рейку сечением 3Х2 мм, длиной 85 мм.
18. Сосновый брусочек сечением 5Х3 мм, длиной 120 мм.
19. 2 листа папиросной бумаги 400Х500 мм для обтяжки крыла и оперения.
20. Дубовый или бамбуковый штырек длиной 25 мм, диаметром 4 мм.
21. Резиновую ленту сечением 1Х4 мм, длиной 1 500 мм.
22. 30 гвоздей длиной 8 мм.
23. Нитроклей, его можно заменить казеиновым или столярным.
24. Суровую нитку длиной 50 м для леера с кольцом на конце, сделанным из проволоки толщиной 1 мм.

Перед кольцом к лееру крепится треугольный флажок из материи длиной 300-400 мм и шириной 50 мм.

На всех рисунках и в тексте детали обозначаются одной и той же цифрой. Каждая деталь делается из заготовки. Чтобы узнать размеры заготовки, из которой надо делать деталь, отыщите в списке заготовок цифру, которой обозначена деталь.

Как сделать планер: крыло

По шаблону 1 (рис. 2), вырезанному из картона, надо по возможности точнее острым ножом или лобзиком вырезать из фанеры или из картона 18 нервюр, придающих крылу определенный профиль. Для удобства все 18 заготовок лучше заранее сбить гвоздиками в стопку и выпиливать все нервюры одновременно.

Затем для задней кромки 2 надо заготовленную рейку сострогать рубанком на треугольное сечение и изогнуть ее над огнем спиртовки или керосиновой лампы в двух местах, отступив по 240 мм от каждого конца так, чтобы концы рейки слева и справа были бы подняты на 140 мм от середины. Перед сгибанием места изгибов смочите водой.

После этого в местах расположения нервюр (рис. 3) сделайте ножовкой прорези глубиной 2 мм и шириной 1 мм (рис. 2).

Передняя кромка 3 изготавливается из сосновой рейки; она изгибается точно так же, как и задняя кромка. Затем из реек 4а и 4б собирается основная продольная деталь крыла - лонжерон 4. Рейку 4а надо обрезать (ее длина--650 мм) и по концам ее приклеить и привязать нитками рейки 4б так, как это показано на рисунке 3. При этом надо следить, чтобы концы этих реек были приподняты на 140 мм над серединой.

Теперь надо разметить карандашом на доске по чертежу (рис. 5)

положение нервюр, лонжерона и кромок и укрепить булавками на доске переднюю, заднюю кромки и лонжероны (рис. 6).

Нервюры надеваются поверх лонжерона, концы их вставляются в прорези в задней кромке и носки плотно прижимаются к передней кромке.

Все места соединения деталей крыла надо тщательно смазывать клеем. Задняя и передняя кромки соединяются на клею под прямым углом рейкой 5, концы которой крепятся к задней и передней кромкам посредством бумажных накладок 6. Для жесткости в месте перелома передней кромки крыла надо наклеить бумажные угольники.

После того как клей высох, надо, вынув булавки, снять крыло с доски и острым ножом срезать одну грань передней кромки так, чтобы передняя кромка не выступала за контур профиля. Затем проверить, не перекошено ли крыло. Если есть перекос, его можно устранить, изгибая крыло над электроплиткой.

Далее крыло надо обтянуть папиросной бумагой 19. Прямую центральную часть крыла и концевые части, отогнутые кверху, надо обтягивать отдельно. Причем верх и низ этих частей тоже обтягиваются отдельно: сначала низ, а затем верх (рис. 7).

После обтяжки надо спрыснуть крыло водой из пульверизатора и уложить его на ровную доску, под концы крыла проложить подпорки, к ним прижать крыло какими-нибудь грузами и в таком виде оставить сохнуть (рис. 8).

Фюзеляж и киль

Передняя часть фюзеляжа из фанеры или картона вырезается по рисунку 9. На носок передней части наклеиваются с обеих сторон накладки 8 и схватываются гвоздями. Вверху сделайте пилотскую кабину с летчиком, как показано на рисунке 9.

Поперек плоскости передней части фюзеляжа 7 укрепляется на клею штырек, выстроганный из бамбука. Потом с боков передней части фюзеляжа на клею и на гвоздях крепятся рейки 9 так, как это показано на рисунке 4. Поверх реек 9 также на гвоздях и на клею укрепляется сосновая пластинка 10, вырезанная по рисунку 4. Между рейками 9 на клею надо проложить на расстоянии 100 мм «сухарики» 11, вырезанные из сосновой рейки.

Киль плоский, он собирается на клею из реек и бумажных угольников на плоской доске по размерам, указанным на рисунке 5: передняя кромка 12, задняя кромка 13, верхняя кромка 14 и нижняя кромка 15 из сосновой пластинки.

Бумажные угольники надо наклеивать сначала с одной стороны (рис. 4), когда киль прижат к доске булавками. Затем киль надо снять и приклеить угольники симметрично с другой стороны. Собранный киль устанавливается между рейками фюзеляжа 9 так, как это показано на рисунке 4. Места соединения проклеиваются, и рейки соединяются с килем двумя гвоздиками.

Нижняя часть киля, выступающая под рейками, оклеивается с обеих сторон писчей бумагой, а верхняя часть киля тоже с обеих сторон обтягивается папиросной бумагой.

Стабилизатор

Стабилизатор собирается на ровной доске также, как и киль.

Передняя и задняя кромки 16 и нервюры 17 делаются из сосновых реек. Размеры стабилизатора показаны на рисунке 5. Для крепления к фюзеляжу стабилизатора к нему клеем и нитками крепится сосновый брусочек 18. Стабилизатор обтягивается папиросной бумагой сверху сплошным листом.

Сборка и регулировка модели

Наденьте крыло на фюзеляж и туго прижмите его резиновой лентой 21. Стабилизатор вставляется брусочком 18 между рейками 9 и хвостовой частью фюзеляжа.

Перед стабилизатором и за ним рейки 9 надо туго перевязать резиновой лентой. Поглядите на модель спереди: стабилизатор должен быть параллелен крылу, у крыла и стабилизатора не должно быть перекосов.

Собранную модель планера надо уравновесить и проверить, правильно ли расположен ее центр тяжести. Для этого уравновесьте модель, удерживая крыло на двух пальцах. Пальцы ваши должны находиться примерно на кружочке, которым на рисунке 5 обозначен центр тяжести. Если хвост модели перевешивает, в носок фюзеляжа насыпьте дроби.

Регулировать модель планера надо сначала над травой или над снегом, запуская ее с колена легким толчком, а затем уже переходить на запуск из рук с полного роста. Если модель задирает нос при запуске, следует понемногу прибавлять загрузку в носок фюзеляжа или несколько уменьшить угол установки крыла, слегка подрезав сверху пластинку 10.

Если же модель летит круто носом вниз, надо увеличить угол установки крыла, сделав дополнительную тонкую подкладку на ту же пластинку.

Отрегулировав модель при запуске из рук, можно переходить к запуску с леера. Кольцо леера надевается, как на крючок, на нижний «рог» фюзеляжа.

Запускать модель с леера надо строго против ветра, причем первые запуски надо производить сначала при слабом ветре.

И. Костенко, журнал «Пионер», 1959 год

Метки: планер своими руками, как сделать планер своими руками в домашних условиях, чертежи, модель планера.

просмотров